Что объединяет людей, кроме того, что они жители России (или любой другой страны)? В большинстве своём они исполняют 4 важных для экономики социальных роли: потребители, электорат, налогоплательщики, телезрители. И от того, как реализует себя население в этих ролях, в том числе, зависит развитие экономики страны.

 Потребители - очень важная часть экономики: они ведь в итоге платят за всё. Что бы ни производилось, рано или поздно оно прямо или косвенно будет потреблено. Есть отрасли, которые работают с потребителями напрямую, есть отрасли, которые работают в сфере B2B или B2G, и результаты их деятельности попадают к потребителю опосредованно. Но так или иначе потребитель - финал истории.

Что можно сказать о российском потребителе сегодня? Он беден и требователен. И эта требовательность не от большого ума.

Например, европеец, приходя в дискаунтер, никогда не будет требовать, чтобы ему оказывали индивидуальный сервис. Потому что его базовых знаний хватает на то, чтобы понять: если в дискаунтере люксовый сервис, то либо цена на самом деле не низкая, либо качество уж очень плохое. Иначе затраты на сервис нечем покрыть.

Российский потребитель считает себя выше основ простого экономического расчёта, верит в сказки, в МММ, в дешёвую валютную ипотеку. Наш потребитель хочет, чтобы его «облизывали» в дешёвой забегаловке, а потом удивляется, что хозяин сэкономил на свежести продуктов. Но, оклемавшись, об этом забывает и сразу снова обманываться рад.

 Электорат должен жить в гармонии с холодильником и телевизором, то есть, быть относительно доволен и спокоен – это главное к нему пожелание. Наш в этом смысле вполне неплох: политикой не интересуется, потому что давно запутался в переменчивых и перемешанных программах партий и выступлениях политиков. Кроме того, у нашего электората ретроградная амнезия на предвыборные обещания: он их не запоминает и поэтому не волнуется, что что-то не выполнено и его где-то надули.

 Налогоплательщик – это редкий психический профиль для России. В американских фильмах, да и в их жизни мы часто видим, как гражданин США обосновывает свою позицию в дискуссии с госслужащими, что он «налогоплательщик». И все чиновники и полицейские сразу начинают проявлять к нем уважение. В России в быту трудно себе представить такую картину: в очереди в жилконтору или в собес раздаётся голос: «Выполняйте свой долг и оформите мне, наконец, документы! Я налогоплательщик!». У нас обычные физические лица, граждане страны, такими понятиями не оперируют и налогоплательщиками себя не считают.

Конечно, в связи с тем, что суммы транспортного налога и налога на недвижимость (квартиры) стала ощутимой, люди потихоньку начинают догадываться, что в природе есть налоги. Но до осознания себя налогоплательщиком – ещё огромная пропасть. Потому что физическое лицо не имеет представления о главных своих налогах: НДС и налоговой нагрузке на зарплату.

Если начислить человеку зарплату в размере 50 тысяч рублей, то придётся уплатить ещё 15 тысяч в пенсионный, медицинский и социальный фонды. На руки работник получит 43,5 тысяч после удержания 13% НДФЛ. Итого, чтобы заплатить человеку 43,5 тысячи, работодатель потратил 65 тысяч. Но работник об этом не знает. А если бы знал?

Вот если бы он получал на карту 65 тысяч, а потом своими трясущимися руками относил из них 21,5 в банк, чтобы перечислить налог, это давало бы гораздо больше гражданского самосознания. Человек бы:

-       Относился бы с большим уважением к деньгам и тем, кто их зарабатывает

-       Был бы менее склонен к уплате взяток бюджетникам

-       Требовал от госслужащих большего уважения к себе

-       Проявлял больше интереса к организации государственного устройства в стране

-       Был бы заинтересован заняться малым бизнесом: ведь там налог у ИП при УСН был бы 6% от дохода плюс 1% - страховые взносы, что при доходе в 65 тысяч составило бы не 21,5 тысячи, а всего лишь 4,5.

Но почему-то НДФЛ и платежи в фонды продолжают уплачиваться налоговыми агентами, а обычный гражданин ограждён от скорбного расставания с налоговыми деньгами и по-своему счастлив от этого.

 Телезритель – важен для экономики, потому что он своим мнением в виде телесмотрения формирует идеальную модель окружающего мира, которая начинает самовоспроизводиться в реальности. Он даёт заказ на контент, продюсеры этот контент производят, и телезритель, насмотревшись, идёт воплощать свою мечту в жизнь.

Что же не так с нашим контентом? Современный популярный российский телевизионный контент никак не ведёт ни к росту экономической активности населения, ни к улучшению инвестклимата. Ни к чему вообще не ведёт хорошему в плане развития экономики страны. Потому что герои не те и отношение к деньгам неправильное.

И всё это из-за сериалов. Сериалы — основной контент российского ТВ, они стабильно занимают треть времени вещания основных каналов. Причём около 90% - это продукция российского производства (вот оно где – импортозамещение!)

Кто главный герой российского сериала? 30% героев российских сериалов – сотрудники правоохранительных органов и военные. Ещё по 10 – домохозяйки с безработными и школьники со студентами. Менеджеры и предприниматели в сумме занимают 4%.  Чуть больше, чем бандиты и члены преступных группировок. Среди героев российских сериалов не очень много (очень немного) людей, которые организуют создание добавленной стоимости в экономике.

Но на самом деле, главный герой отечественного сериала – это деньги. И это отрицательный герой. Деньги - корень зла. Положительных героев деньги никогда не интересуют, они появляются «из тумбочки» и не имеют происхождения, истории. Зато деньги «с историей» всегда есть у «плохих» героев. Зарабатывают они их путём обмана, воровства и прочей предпринимательской деятельности. И в итоге всегда эти деньги приносят несчастье. Понятно, что с таким отношением к деньгам и их зарабатыванию среднестатистический житель России едва ли захочет заняться малым бизнесом.

А чтобы в стране появился малый бизнес, самозанятое население – нужно уважение к деньгам и к тем, кто их зарабатывает, создавая что-то новое и работая или на себя (свой бизнес) или на частную компанию. Зарабатывать деньги посредством честной службы Родине – это очень важно, но создаёт для бюджета не доходы, а расходы.

Важно понимать, что такая ситуация – это не цензура, не специальная пропаганда. Просто телекомпании снимают и показывают то, что будет популярно. А в обществе запрос именно на такую модель.

Итого, у нас наивный потребитель, флегматичный электорат, отсутствующий налогоплательщик и телезритель, не желающий зарабатывать деньги, но желающий их иметь. Построят ли эти четверо великую экономику?