Каждый начальник испытывает страх быть "подсиженным" подчинёнными. У некоторых это страх слабее желания саморазвиваться или делать что-то хорошее для общества. А у некоторых этот страх является преобладающим мотиватором.

И тогда мы имеем следующую картину: наёмный руководитель, например, гендиректор, набирает себе заместителей поглупее и послабее себя - ведь преданность и неспособность перехитрить важнее эффективности для общего дела (а если ещё и понимание "общего дела" не совпадёт - тогда вообще беда с этим умным и самостоятельным подчинённым).

Эти заместители берут себе руководителей департаментов, которые ничему не смогут научить их самих - но зато и спорить не будут. Руководители департаментов берут исполнителей без собственного мнения и с квалификацией не выше своей (а то мало ли что) - и получается адская бюрократическая машина, не способная к принятию решений ниже, чем на самом верху.

А если "верх" не успевает принять все решения - то "середина" пытается принять такое решение, которое "могло бы понравиться верху" или на всякий случай проблему "замотать" и никаких решений не принимать. И в таком режиме конструкция может какое-то время оставаться на плаву.

Но есть отрасли, где так не получается, потому что рядовой персонал является самомотивированным. То есть обычные сотрудники в процессе работы удовлетворяют потребности пятого уровня по иерархии товарища Маслоу - творчество, самореализация, улучшение мира и тому подобное.

К таким отраслям относятся наука, образование, искусство, СМИ, медицина и так далее. Рядовые журналисты, учёные, преподаватели, хирурги часто значительно умнее своих "администраторов", которым вынуждены подчиняться. Избавиться от этих "умников", уволив их и заменив послушными, нельзя: показатели сразу ухудшатся. Газету перестанут читать, у научного института кончатся исследования, вуз перестанет быть престижным, а из больницы уйдут платные пациенты (не говоря о худших вариантах).

Как же выжить бедному руководителю такой творческо-интеллектуальной самомотивированной организации? Быть не "начальником", не "администратором", а лидером. И следовать высоким целям. Даже когда лидер не во всём профи, если он ставит правильные цели, за ним пойдут люди и более умные, чем он сам. И согласятся с непопулярными решениями - если будет чётко понятно, что это ради общей цели, и нужно немного потерпеть.

А если подойти к руководству такой организацией жёстко-административно, будет только хуже. Написать регламенты, правила, придумать штрафы и наказания для умных людей, конечно, можно, но они найдут способ "выкрутиться". Они всё равно будут делать то, что по их мнению "красиво", "справедливо", "честно", "делает мир лучше", и, если потребуется, придумают, как обойти запреты и соблюсти регламенты.

Поставить высокие цели в науке, образовании, журналистике или медицине несложно. Эти цели и так в большинстве случаев очевидны: обучение людей, спасение их, продление жизни, борьба за правду и справедливость... А как же быть в обычном бизнесе?

Получается, хорошему руководителю хотелось бы иметь умных подчинённых. Но такой высокой цели, как создание телепортации или всеобщая грамотность, под рукой нет. Де-юре основная цель бизнеса - извлечение прибыли. Желательно - максимальной в долгосрочном периоде. Допустим, социальная ответственность - в уплате налогов и создании рабочих мест. Дополнительно есть благотворительность. Но всё равно цель не слишком высокая. И ещё и сотрудники не самомотивированные, а обычные - удовлетворяющие с первой по третью ступени пирамиды потребностей Маслоу. Общая цель всё же нужна, и в качестве неё чаще всего выступает "миссия компании" - но редко попадаются настолько сильные бизнес-миссии, чтобы сравниться с "высокими целями". Сплошной недолёт.

Как сделать так, чтобы подчинённые, даже более умные, честно работали на своего руководителя? Точного ответа быть не может: тут и личные качества, и забота, и лидерство, и симпатии. Но есть обязательный, необходимый фактор - этика.  И руководитель и те, кого он берёт на работу, должны иметь представление о чести и достоинстве. Иметь принципы и следовать им. Не объяснять себе откаты тем, что "многие так делают" или тем, что "мне премию не додали несправедливо, а я заслужил, значит, это не воровство - я просто забираю своё". Не обманывать бизнес-партнёров. Держать в голове категорический императив Канта и вести дела так, чтобы потом было не стыдно по утрам смотреть на себя в зеркало.

А то будет тяжело бриться.