Как товары попадали в розничные сети раньше? Смекалистые оптовики находили более-менее надежных партнеров в Китае, вносили предоплату (как правило, в Китае она составляет 30%) или договаривались о товарном кредите, добавляли к цене 100%, а иногда и больше, отдавали в региональные и федеральные сети на реализацию, и ждали свои деньги 55 дней.

 Обвал рубля очень усложнил привычную тему, сделав ее для многих оптовиков невозможной. С одной стороны, оказалось, что китайские товарищи в кризисные времена предпочитают заботиться о своих интересах, и в долг товар не дают. По крайней мере не всем. К тому же оптовых компаний с жирком, достаточным, для 55-дневного ожидания денег, не так уж много. С другой стороны, и розничные сети не могут себе позволить товар в валюте, да еще с двойной маржой. И пока оптовики пытались договориться с ретейлерами о пересмотре условий работы, те, в свою очередь, начали искать возможность из Китая прямых поставок. Без посредников.

 Как это отразилось на оптовиках? По данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ - закреплением отрицательных значений по всем основным показателям торговой деятельности: от портфеля заказов до объема продаж. Даже в денежном обороте, несмотря на обесценивание рубля, отрасль в 2015 году потеряла 10,6%, как утверждает Росстат. Многие оптовики прекратили свою деятельность.

 Чем могут помочь себе оптовики? Попробовать себя в производстве. С чего начать? Проверить свои активы!

 Будет ли спрос? Будет! Себестоимость китайских тапочек – $0,9, таможенный тариф – $1,4. При почти 40% падении покупательской активности, зафиксированным Минэкономразвитием, импортные тапочки по курсу доллара с грабительским тарифом мало кто может себе позволить. Собранные в России тапочки даже из китайских материалов выйдут куда дешевле, и сети, ежедневно подсчитывающие убытки из-за отложенных покупок, это понимают.

 На стороне отечественного производителя не только более дешевая, чем в Китае, аренда помещений и электричество, но и куда более дешевая зарплата сотрудников. Представление о дешевой рабочей силе сильно устарело. По последним данным, по ряду позиций китайские зарплаты всего лишь на 4% меньше американских и в 3-4 раза больше российских.

 С чем могут возникнуть сложности? С государственным финансированием. В этом плане все не так безоблачно, как официальных релизах наших чиновников. Однако, по моему опыту, была бы идея, а финансирование найдется. В стране осталось достаточно людей с деньгами, которые ищут, куда бы их вложить. И если у вас продуманный, разумный бизнес-план, то вы сможете привлечь их на свою сторону.

 Возможности роста есть всегда, даже в кризис. Чаще всего российскому человеку мешают даже не внешние обстоятельства, а более пассивная, чем у тех же китайцев, ментальность. Не так давно те завезли в дальневосточный российский город китайские станки, открыли производство деревянных палочек, которые поставляют в Китай. Да еще зарабатывают на возмещении российского НДС.

 Обо всем этом я планирую рассказывать в апреле предпринимателям на семинарах по импортозамещению, которые мы организовываем совместно с региональными интегрированными центрами и местными торговыми палатами.