Несырьевой экспорт и импортозамещение заняли две строки из шести в повестке дня на бизнес-форуме Деловой России «Движение на опережение» в Москве. Возможности и проблемы экспортеров обсуждались на рабочей сессии под руководством президента «Деловой России» Алексея Репика. Сессия прошла в живой атмосфере, говорили о наболевшем, понимая, что сейчас самое время оперативно устранять барьеры для экспорта. Результаты рабочей группы были представлены Президенту России Владимиру Владимировичу Путину.


Форум показал, что тема несырьевого экспорта в России зазвучала совершенно в новой тональности. Государственная поддержка экспортеров стремится на новый качественный уровень и, во многом благодаря этому, круг компаний, вовлеченных в экспортную деятельность, постепенно расширяется.


Петр Фрадков (первый заместитель председателя — член правления Внешэкономбанка): «Пару лет назад мы завершали подобные заседания словами, что несырьевой экспорт лучше, чем сырьевой, но дело не особенно двигалось. Сейчас - принципиально другой уровень. Субсидированная процентная ставка, страхование и кредитование экспорта – это инструменты, которых два года назад не было. Идет работа в сфере налогового законодательства, обсуждаются решения по валютному контролю, мы идем к сокращению таможенных процедур при экспорте. Для объединения экспортных компетенций в России будет создан Российский экспортный центр (РЭЦ) при Внешэкономбанке».


Резюмировав, можно сказать, что поддержка экспортеров внутри страны действительно набирает обороты. Остаются незакрытыми большие и важные вопросы с возвратом НДС, внятным контролем таможенной стоимости, доступностью денежных средств, но нельзя решить все за месяц. Дело двигается, и это ощутимо. Лично для меня знаковыми стали следующие слова.
Станислав Воскресенский, зам. министра экономического развития РФ: «Мы говорим о торговых представительствах как об оплоте российского бизнеса за рубежом, но торгпредства не сделают за бизнес его работу. Они не сделают для каждой компании аналитику рынка и не подготовят качественную презентацию или предложение для партнеров. Они лишь помогут подготовить почву для продвижения и решить какие-то бюрократические вопросы».


Зрим в корень. В вопросе экспорта корня всегда два. Один в России, где и вы чувствуете себя уверенно. Другой – за рубежом, где вам мало что понятно, и решать большинство задач приходится на коммерческой основе, а для обоснованного выбора контрагентов порой слишком мало информации.


Много говорили о том, что бизнесу не стоит слишком сильно надеяться на государство. Оно в состоянии полноценно помочь лишь национальным лидерам, а надо поддерживать целые отрасли. Здесь неизбежно привлечение компаний, которые работают с российским бизнесом за рубежом.


Практика международного бизнес-консалтинга очень развита и консультации часто достаточно для крупного бизнеса, но для среднего и малого бизнеса, имеющего ограниченный опыт в экспорте, необходимо полное экспортное сопровождение на целевом рынке. В России пока немного коммерческих экспортных агентств, но они появляются. Как правило, такое агентство берет на себя функцию проверки спроса на Ваш товар за рубежом, маркетинговую аналитику, поиск и первичные переговоры с контрагентами. Вы направляете исполнителей за рубежом и приезжаете на пул встреч с компаниями, которые отобраны по Вашему заданию и выразили интерес к Вашей продукции. Часть затрат на эти работы, в случае если Ваша компания принадлежит к сегменту МСП, Вы можете покрыть с помощью государственных субсидий. Вот здесь и есть точка сборки государственной поддержки и коммерческих механизмов. Тот самый принцип «единого окна», о котором шла речь на рабочей группе Форума.


Цифры, которые были озвучены по итогам прошлого года: 550 экспортных проектов реализовано при государственной поддержке. Из них 180 проектов завершено. Очевидно, что потенциал экспортно ориентированного российского бизнеса многократно больше.


«От государства компаниям нужны информация и инвестиции,» - сказал представитель компании «Росэлектроника». Андрей Никитин, генеральный директор АСИ так же поднял вопрос выкупа передовых технологий за рубежом для обеспечения максимального технического потенциала отечественных компаний.


Очевидно, что государственная поддержка бизнеса в стратегическом вопросе экспорта необходима. Важно, чтобы поддержка не превратилась в регулирование, и были запущены рабочие коммерческие механизмы для старта бОльшего количества новых экспортных проектов.