Мarketing mix или «комплекс маркетинга» - набор основных направлений и инструментов маркетинга. Маркетинг микс - в идеале именно то, за что несет ответственность отдел маркетинга, чтобы увеличивать доход компании, максимально удовлетворять своих клиентов и обеспечивать компании стабильное развитие.

Первые 4P: Product, Price, Place, Promotion – это составляющие классического комплекса маркетинга, родившиеся ещё в 1960 г. Важно помнить, что последовательность составляющих: Продукт, Цена, Место, Продвижение также играют важную роль, т.к. именно в такой последовательности наиболее эффективно проводить маркетинговый анализ и воплощать задуманное в жизнь.

Маркетинг микс применяется для анализа положения компании и её продуктов / услуг на рынке. Кроме того маркетинг микс – это отличный план действий, инструмент контроля разработки и выведения на рынок новых продуктов.

Другие 4P на схеме: Positioning, Package, Process, Personnel – дополнение к классическому комплексу маркетинга. В данном случае их присутствие обусловлено спецификой бизнеса, функционалом и ответственностью отдела маркетинга конкретной компании, ведущий бизнес в B2B и B2C сферах.

Количество компонентов маркетинг микса, а также число его разнообразных видов и моделей сейчас очень велико. Часть составляющих в большей степени подходят к товарам, какие-то целесообразны только для сферы услуг. Некоторые из составляющих самодостаточны, другие являются частным случаем 4P marketing mix.

Другие часто встречающиеся P:

Physical evidence -  физическое свидетельство, подтверждение. Отзывы, свидетельства и рекомендации клиентов, факты подтверждения качества и уровня услуги.

Purchase — покупка. Предпосылки, принятие решения о покупке, сама покупка, послепродажный сервис.

People – люди. Все задействованные в продаже и покупке / оказании и потреблении услуги.

Publicity,  иногда PR – публичность, PR. Создание и поддержание должного имиджа компании, продукции и услуги.

Если говорить о моделях маркетинг микс, то вот лишь некоторые из них: 4С, 4A, 4E, SIVA, 7P, 12P, 4P+1S, 2P+2C+3S и т.д.

Важно отметить, что вне зависимости от модели, за любые составляющие избранного комплекса маркетинга, будь это 4С или SIVA, должен нести ответственность отдел маркетинга. Нести ответственность - значит иметь целевые показатели по этому компоненту и обладать полномочиями по принятию решения в данном вопросе. Всё, что маркетингу неподконтрольно и неизмеримо, должны быть вынесены в директор-микс, жена директора-микс, бухгалтерию-микс и т.д.

По материалам тренинга «Низкозатратный маркетинг»