«РОМИР» провёл исследования и выяснил, что в июне объём свободных средств, находящихся в распоряжении россиян, вырос до 29,7 тыс. рублей (то есть сразу на 23,2% по сравнению с маем). Социологи полагают, что причиной тому – отказ людей от заграничных поездок на отдых. Так может быть, эти средства помогут предпринимателям, в том случае, если люди направят их на покупку товаров?

Действительно, увеличение свободных средств – явление на данный момент неординарное, ведь по факту то доходы граждан не растут. В данном случае ориентироваться на статистику Росстата по зарплатам не приходится. Хоть формально в прошлом мае номинальная начисленная заработная плата выросла на 9,9% по сравнению смаем 2017 года до 43 815 рублей, фактически доходы населения остались на прежнем уровне. Рост номинальной начисленной заработной платы объясняется, в первую очередь, формальным исполнением прошлых майских указов по увеличению зарплат бюджетникам.

Указы – это хорошо, но в реальности, к сожалению, все выглядит несколько иначе. Зачастую повышение зарплат на бумаге достигалось ценой сокращения различных надбавок и стимулирующих выплат, либо переводом сотрудников на неполную ставку при сохранении прежних доходов и обязанностей. Косвенно сохранения «статуса-кво» подтверждается данными о реальных располагаемых доходах. В мае 2018 года они выросли на незначительные 0,3% относительно мая 2017, а по отношению к прошедшему апрелю так и вовсе снизились на 9,3%. Хотелось бы верить, что у людей действительно стало больше денег, но нет.

Так что эти «свободные» средства – это либо действительно полученные отпускные, либо накопленные сбережения, которые люди потратили на отпуск. В пользу версии накопленных сбережений говорит и тот факт, что вот уже три месяца подряд снижается средний чек в магазине. В июне он снизился ещё на 1,5% - до 513 рублей. Но возникает резонный вопрос: если эти деньги не тратятся на отдых, то почему люди их должны тратить на покупку товаров? С одной стороны, на отказ от турпоездок повлияла волна банкротств туроператоров. Но, с другой стороны, люди ведь могли бы поехать отдыхать по России, у нас тоже предостаточно прекрасных мест для путешествий. Так что налицо просто нежелание людей тратить деньги, и проблемы с выездом за границу не являются решающими.

Так что больше всего на подобное поведение населения со склонностью к накопительству повлияли более фундаментальные факторы. Зарплаты толком не растут (особенно частному сектору сейчас не до этого: в первом полугодии 2018 года число банкротств юрлиц снова выросло, на этот раз на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), розничные цены на товары не снижаются, а впереди еще маячит перспектива повышения НДС. Большинство людей (57% согласно опросам Фонда «Общественное мнение») отчётливо понимают, что повышение НДС с 18% до 20% приведёт к росту цен и ухудшению благосостояния. Тут уж не до отдыха и лишних трат. Поэтому «свободные» средства отнюдь не свободные – это своеобразная «подушка безопасности» для людей на чёрный день.

Поэтому особенно рассчитывать на рост потребительского спроса не приходится. Предпринимателям будет непросто. По оценке Росстата, во втором квартале текущего года 50% обследованных предприятий отметили недостаточный спрос как фактор, тормозящий развитие. 43% обследованных организации отметили высокую налоговую нагрузку. Грядущие реформы налоговой системы и ввод новых акцизов (на бытовую химию и парфюмерию, например) только усугубят эти тенденции. Покупательная способность населения снизится, а у предпринимателей увеличится фискальная нагрузка на фонд оплаты труда.

Так что все предприниматели вынуждены будут оптимизировать издержки бизнеса. Задача эта в нынешних условиях крайне сложная. С одной стороны, многим пошла бы на пользу цифровизация и переход в онлайн пространство, но для одиночных предприятий это часто непосильная задача. Эффективно работать в сети возможно только при наличии крупного агрегатора вроде Amazon, eBay или AliExpress. Интернет-коммерция сейчас развивается во всем мире: в США 32% розничной торговли приходится на интернет-продажи, в Германии 13%, в Японии 11,8%. В России же дистанционные продажи дают только 3,5% от всей розничной торговли…

Что же остается в такой непростой ситуации делать российскому бизнесу, если на поддержку государства, судя по всему, рассчитывать не приходится? Ответ один – объединяться. Нам нужно создавать платформы, подобные вышеперечисленным зарубежным аналогам. Необходимо вместе помогать инвесторам, различным техническим и финтех стартапам, производителям товаров найти друг друга, выйти на конструктивный диалог, и задать им необходимый вектор развития. Нам необходим некий интегратор, собирающий и предоставляющий информацию по имеющимся на рынке возможностям, привлекающий специалистов для разработки концепции будущих торговых площадок, выпускающий инструкции для предпринимателей-новичков… В общем, без подобной фабрики инновационных продуктов никак не обойтись, если мы хотим не просто сохранить бизнес в условиях непростой экономической ситуации, но и идти в ногу со временем, соответствовать современным трендам и не отставать от передовых зарубежных стран.