Рынок Интернет-торговли вырос на 13% за год. Российские компании-ритейлеры активно расширяются и выходят на международный рынок. Что может помешать бурному развитию отрасли?

Ассоциация компаний Интернет-торговли (АКИТ) выпустила в апреле этого года отчет, согласно которому рынок онлайн вырос на 13% и достиг оборота в 1,04 трлн. руб. Это, несмотря на то, что покупательная способность россиян снизилась на 9%. Самый крупный рост у «М.видео» продажи в интернете выросли на 41%, у Wildberries – на 40%. Иностранным лидером онлайн остается китайский AliExpress, аудитория которого в России 20 млн. человек.

Wildberries

Wildberries самый большой интернет-магазины страны и сейчас он выходит на международный уровень. Ритейлер планирует открыть свои точки Армении и Азербайджане.

В России сейчас у Wildberries свыше 500 точек вывоза товаров. Открытие одной точки в среднем обходится в 1 млн. рублей. Оборот первой половины 2018 года вырос на 61% по сравнению с аналогичным периодом и достиг 48 млрд. рублей. В первую очередь компании придется конкурировать с китайцами. Но нельзя списывать со счетов таких гигантов как «Юлмарт» и «Озон.ру».

AliExpress

Китайская компания полноценно «пришла» в России вместе с открытием первого в мире оффлайн шоу-рум в Москве это был 2016 год. 21,8 % от числа все посетителей сайта из России. Компания эксперементирует с форматами и ищет дополнительные ниши. Так в этом году был открыт дополнительный бренд «Лоукостер» - дискаунтер, продающий товары по цене не выше 600 рублей.

«САФМАР»

Финансовая группа Михаила Сафарбековича Гуцериева «САФМАР» вскоре может стать абсолютным лидером в продаже электроники. Вначале Гуцериев купил «Техносилу», потом, в 2016 году магазины «Эльдорадо». В прошлом году Федеральная Антимонопольная Служба разрешила команде Гуцериева приобрести «М.Видео».  Этим летом «САФМАР» и MediaMarktSaturn заключили сделку, германцы отдадут по договору триста миллионов долларов за 15% акций в продавце электроники «М.Видео».

В общем, обрисовался лидер в сфере торговли электроникой. Несмотря на то, что все ритейлеры изначально работать на офлайн площадках, сейчас все компании активно развивают Интернет-торговлю. По всей видимости, приобретенные «САФМАРОМ» бренды не будут ликвидированы и объединены в одну гипер-фирму, а разделяться по сегментам: бюджетный, для среднего класса и элитный. Так ли это мы в скором времени узнаем. И вообще это задача команды Гуцериева.

DIY и продукты

DIY-ритейлеры продолжают открывать магазины, но с 2016 года практически все крупные игроки приступили к запуску своих интернет-площадок: Leroy Merlin, Петрович, «К-Раута», «Бауцентр», «Домовой» и пр.

Хотят не отставать и продуктовые ритейлеры. Несмотря на то, что этот сегмент предпочитает офлайновые точки «Перекресток», «Азбука Вкуса» и многие другие «старые» игроки продают продукты также через всемерную паутину. Но появляются все новые игроки, как интернет–гипермаркет «Салатница» планирующий выйти на оборот 1 млрд. рублей к 2020 году.

Что мешает?

Например, «Закон Яровой» два законопроекта, декларировавшиеся их авторами как имеющие антитеррористическую направленность.

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Благодаря этим нормативным нововведениям стоимость услуг на Интернет уже этим летом повыситься на 8%-10%.

Начались неполадки с социальными сетями, когда «Росокмнадзор» начал блокировать Telegram. А ведь именно это направление в будущем может стать основой экосистемы площадок, когда заказы, переписка, будут осуществляться с одного аккаунта. К этому стремится  Mail.Ru Group, который запускает инвестиции в службы такси – «родится» сервис, связанный с «Вконтакте» по вызову машины. Перебои, связанные с законами, конечно, не способствуют созданию и развитию экосистем.

«Зарегулирование» Интернета отражается и на сфере развития онлайн-торговли. По всей видимости «Закон Яровой» и блокировкаTelegram это не последние подобные инициативы. Как я говорил в одном издании по поводу ситуации с мессенджером Павла Дурова - необходим разумный баланс, в настоящий момент государство не искало баланс, а заняло самую удобную позицию. Просто приняли радикальное решение.

Интернет, свободная, быстроразвивающаяся отрасль, к которой нужен особый подход, а не радикальные решения. Тем не менее, идет бурный рост, и он может стать очень важным фактором развития страны.

Сайт: высшая-инстанция.рф

Instagram: @ivanshevelkov