Недавно интернет-гигант по продаже брендовой одежды в Интернете Lamoda решил открыть офлайновые сети. Рассказываю про стратегии, которые выбирают ритейлеры во время колебания экономики и как это отразится на рынке.

Lamoda выручка которой по итогам 2017 года составила 23,6 млрд рублей и работающая в формате Интернет-магазина решила открыть сеть своих точек. На HeadHunter компания уже опубликована вакансия главы направления розничных продаж. По всей вероятности Lamoda пытается догнать своего основного конкурента Wildberries, который открыл не магазины, а собственные точки-вывоза, в которых есть примерочные.

Отличие Lamoda от Wildberries в том, что первый магазин торгуют практически исключительно брендовой одеждой, а второй рассчитан на широкую аудиторию, более того, у Wildberries есть такие категории товаров как электроника и товары для дачи.

Напомним, что еще в 2015 году KupiVip, который также торгует брендовыми вещами пошел в офлайн. Одним из первопроходцев был Brandshop, который с 2008 года торговал через Интернет casual и брендовыми вещами, а в 2010 году открыл шоу-рум. В 2011 году владелец Илья Гребенщиков запустил полноценный магазин, который торгует новинками, за которыми выстраивается очередь «размерами» как в советские времена.

Падение рубля и нестабильность в экономике заставили многие бренды отказаться от открытия собственных точек в России. Здесь особое значение начали приобретать мультибрендовые магазины, к которым еще лет 10 назад относились скептически.

Подталкивает к открытию офлайновых точек и сам сегмент fashion-одежды. Дело в том, что покупатель вначале примеряет вещь, и только потом принимает решение ее купить. В итоге до 50% всех доставок возвращаются назад.

DIY

Сегмент магазинов DIY, в которых продаются строительные и дачные товары также бурно развивается в кризис. Люди все чаще отказываются от найма строительных бригад и делают ремонт сами. Даже по итогам 2016 года, когда кризис особенно ощущался, DIY-ритейлеры продолжали открывать магазины.

Лидером здесь является Leroy Merlin. Но этот сегмент, наоборот приходит в Интернет. По итогам 2016 года Интернет-магазины открыли торговые сети «К-Раута», «Бауцентр», «Домовой» и еще ряд других крупных компаний DIY-сегмента. В первом полугодии 2017 года открылось семь новых интернет-магазинов. Один из лидеров рынка «Петрович» сообщал, что в рознице оборот онлайн-продаж компании достигает 38%.

Электроника

Здесь рынок фактически оказался под контролем группы «САФМАР» Михаила Гуцериева. Скупка ритейлеров началась с «Техносилы». В 2016 году группа купила магазины «Эльдорадо». В 2017 году Федеральная Антимонопольная Служба разрешила компании Гуцериева купить «М.Видео».  В июне этого года «САФМАР» и MediaMarktSaturn заключили сделку, немцы выплатят триста миллионов долларов за 15% акций в продавце электроники «М.Видео».

Отметим, что есть еще Интернет-гигант «Юлмарт», который торгует электроникой в Интернете и ряд других, менее значимых ритейлеров. По всей видимости «САФМАР» попытается теперь захватить Интернет-сегмент.

Продуктовые ритейлеры

В этом сегменте все достаточно консервативно. В конце 2017 года произошли ряд поглощений менее крупных игроков. Особняком стоит «Седьмой континент» входвший в топ-10 продуктовых сетей покинувший рынок, его площади заняли Х5 Retail Group, «Дикси», «Азбука вкуса» и другие конкуренты.

Попытка X5 Retail Group заработать на формате малых магазинов «Перекресток экспресс» оказалось не слишком удачной – сеть выставили на продажу.

Общие тенденции это «поход в регионы», где крупные сети поглощают более мелких региональных игроков.

Еще один, в перспективе прибыльный для продуктовых ритейлеров проект по продаже лекарств, прекратил свое существование вместе с законопроектом, разрешающим такой тип торговли. В ходе общественного обсуждения проект закона получил значительное количество отрицательных отзывов. В итоге, Минпромторг обратился в правительство с предложением прекратить работу над документом.

Главная тенденция, которая прослеживается в ритейле – игроки, сформировавшиеся в Интернете - идут в офлайн, а те, кто начинали с сетей магазинов идут в Интернет. В ряде случаев это приведет к конкуренции, которая должна сказаться на качестве. Но есть возможность и монополизации рынка, что ни к чему хорошему не приведет.

Сайт: высшая-инстанция.рф

Instagram: @ivanshevelkov