После выхода новой порции майских указов в правительстве настало оживление по теме поддержки малого и среднего бизнеса. Минэкономразвития выдвинуло свои предложения о том, как обеспечить предпринимателей доступными кредитами, бизнес-инкубаторами, инвестициями, активно обсуждается улучшение делового климата в стране. Начинания, безусловно, очень хорошие, они помогают создать какие-то предприятия, что-то производить. Но мы живем, все же, в условиях рынка, произвести товар недостаточно, его ещё нужно продать. Так сложилось, что к сфере торговли ещё с советских времён у нас отношение не очень позитивное. Да и период дорогой нефти в современной России, когда всё только продавали, ничего не создавая у себя, тоже подкосил имидж торговли. Но без нее никуда. Без эффективных каналов сбыта любое производство теряет какой-либо смысл. А будет возможность реализовать свою продукцию – будет и производство с рабочими местами и налогами.

Так вот как раз с реализацией товаров, стоит признать, сегодня есть определённые проблемы. Традиционные каналы сбыта в виде отдельных магазинов и помещений в торговых центрах сейчас оказываются банально слишком дорогими. В итоге в 2017 году 26% площадей торговых центров оказались не занятыми, и это при самых низких за последние 10 лет (по оценке KnightFrank) темпах сдачи новых торговых центров. А опустошение торговых центров ведёт к снижению посещаемости людьми и падению спроса. Замкнутый круг.

Но выход из него есть. Это современные цифровые технологии. Зачем ходить в магазин и тратить на это время, если можно всё необходимое заказать со своего компьютера или телефона, и получить товар у себя дома в самое ближайшее время? В США, например, уже распробовали все прелести совершения покупок удалённо: в прошлом году объём интернет-продаж по оценке InternetRetailer вырос на 16,2% и почти достиг 453 млрд. долларов. Для сравнения: «офлайн» продажи в США выросли только на 4,4% и составили 970,16 млрд. долларов. То есть уже треть, 32%, розничных продаж осуществляется через интернет.

В России с этим сложнее. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) рынок онлайн-покупок в прошлом году у нас вырос на 13% до 1,04 трлн. рублей. Неплохо, но ранее ожидался рост на 25%, да и вообще 1,04 трлн. рублей –это капля в море. По данным Росстата объём розничной торговли в прошлом году составил 27,88 трлн. рублей. Выходит, что интернет-продажи дают только 3,7% от всего объёма. Стоит ли удивляться, что в России одни из самых низких темпов роста объёмов торговли даже среди стран СНГ?

У развития интернет-торговли есть ряд сильных тормозов. Это такие объективные вещи, как проблема доставки в удалённые населённые пункты, недостаточное распространение использования сети Интернет, всё ещё недостаточная популярность банковских карт в народе. Но есть и другие барьеры, с которыми можно и нужно бороться.

Во-первых, это почти полное отсутствие крупных популярных площадок для интернет торговли. Все знают AliExpress, Amazon, eBay, но это всё зарубежные площадки, на которых представлены товары из иностранных магазинов. Особого для отечественных производителей они не представляют в силу своей специфики. А без таких площадок искать товары бывает очень непросто среди тысяч разномастных интернет-магазинов, которые никак не могут обеспечить безопасность совершаемых сделок: оплатил покупку, а что на самом деле отправит продавец – на его совести.

Во-вторых, у нас пока всё ещё приходится ждать товары. Быстрая доставка курьером возможна только в том случае, если продавец находится в том же городе, что и покупатель. А вот пересылка в другой город – это время. Почта России, конечно, прогрессирует, но все потребности людей закрыть не может, требуются инновационные логистические центры. Amazon вообще обещает доставку некоторых товаров в течение пары часов, и никаких «курьер Вам завтра позвонит».

В-третьих, покупки в интернете из-за непопулярности кредитных карт у нас связаны с приобретениями исключительно за свои собственные средства. Хочешь что-то купить в кредит – отправляйся в банк или в магазин.

Всё это серьёзные проблемы, но они решаемы. На рынке появляются различные технологические компании, которые готовы обеспечить обслуживание как крупного, так и самого малого бизнеса. Технологии, обеспечивающие нетривиальную логистику грузов, дистанционную выдачу займов, безопасных escrow-счетов (система при которой деньги от покупателя сначала поступают на специальный счёт торговой площадки, а сам продавец их получает только после того, как покупатель подтвердит, что товар получен и всё хорошо), создание масштабных торговых площадок с продвижением товаров существуют. Но пока что в России их достаточно мало, и они все разрозненные.

Собрать весь пазл целиком непросто, но без него система, обеспечивающая рост объёмов торговли, не заработает. Рынок остро нуждается в посреднике, возможно от государства (чтобы снять коммерческую заинтересованность), который сведёт всех участников рынка вместе, и задаст им нужный вектор развития. Каждый предприниматель мыслит по-своему, и обладает уникальным взглядом на то, как должна выглядеть новая универсальная торговая онлайн платформа, а какие-то передовые технологические стартапы с уникальными разработками не обладают достаточной известностью, и им сложно заявить о себе.

Без внедрения передовых цифровых технологий мы так и будем смотреть, как в США Amazon развивает автоматические склады, доставляет товары за два часа после заказа, и отправляет дронов к крыльцу покупателя. Amazon, Ebay и прочие лидеры развивались и эволюционировали долгие годы, у нас такой возможности нет, есть право только на совершение качественного скачка. Вот для этого и нужен единый интегратор. Московская торгово-промышленная палата уже делает шаги в этом направлении, но это только начало.

В целом же должна быть создана информационная платформа, на которой собрана вся информация по имеющимся на рынке возможностям – что-то вроде справочника полезных сервисов, также интегратор должен привлекать специалистов для разработки концепций будущих торговых площадок для придания единого вектора движения и выпускать инструкции для предпринимателей-новичков, готовых продавать свои товары. Интегратор также должен быть площадкой для сведения вместе предпринимателей с идеями и инвесторов. Причём не просто площадкой, а площадкой с пулом экспертов, способных объективно оценить ту или иную идею. С оценкой уже реализованных в других местах предложений нет, но какой смысл досконально повторять чужие наработки? Необходимо создавать собственное уникальное конкурентное преимущество. И вот тут понадобятся специалисты. Интегратор – это не просто бюрократическая структура, это фабрика инновационных продуктов.