Откуда появились эти идеи по мотивации персонала? Я много наблюдал, сам являюсь руководителем и лидером по своей натуре. Стоит сказать, что и у меня не все получалось сразу, были неудачи, разочарования в людях и даже в себе. Но я продолжал быть руководителем и искать ответы, несмотря на возникающее иногда желание потерять веру в людей и согласиться с тем, что они плохие.

Не единожды я смотрел на тех, кто верил, что люди хорошие, и пытался понять - что дает им такую уверенность. Теперь эта уверенность у меня есть. Хочу, чтобы она была и у вас.

Я не настаиваю на том, что вы должны согласиться со всем, что будет написано ниже. Это мнения и мыслезаключения, основанные на моем опыте управления, консультирования и самое важное - наблюдениях за успехами и неудачами других руководителей.

Да, это советы. Но советы не делать так, как написано, а посмотреть на это более внимательно, понять и разобраться - нет ли такого у вас в компании, да и в жизни тоже. И если есть, то возможно, вы получите пару идей, которые сделают вас более успешными и богатыми.



ИДЕЯ №1 Два типа сотрудников

Любая компания всегда имеет только два типа сотрудников, включая руководителей:

-           тех, кто решает проблемы,

-           тех, кто их создает.

Как бы странно это ни казалось, нейтральных сотрудников нет. Либо решают проблемы, либо создают их.

Степень, в которой это проявляется, разная. Но тенденция или направление движения компании (к деньгам или от них) будет зависеть только от того, кто работает эффективнее — «создатели проблем» или «создатели решений». Обратите внимание вот на что: тенденция зависит не от количества «создателей проблем» или «создателей решений» (хотя это тоже стоит учитывать), а от их эффективности.

Что это значит? Это значит, кто больше производит «результатов» в единицу времени. «Результаты» у этих сотрудников разные. Одни производят решения проблем, а это и есть деньги или то, что способствует их появлению в компании. Другие «производят» проблемы. Они их именно производят. Это верный термин. Они их изготавливают. Они их лепят, как хорошая хозяйка лепит пельмени. Мы наблюдали это много раз.
 

ИДЕЯ №2 Что делать с проблемами

Если руководитель обучен, то он использует все проблемы извне для роста компании.

Кризисы, трудные клиенты, конкуренты и их низкие цены, дорогая аренда, низкий покупательский спрос, дорогая реклама, налоги и другие подобные вещи — все это используется руководителями для того, чтобы иметь компетентную команду и много денег. Более того, без вышеперечисленных вещей невозможно создать процветающую компанию. Но все это возможно лишь при наличии у руководителя соответствующих навыков.

ИДЕЯ №3 Про моду

Что такое мода? Это когда «все это делают», и получают поддержку, одобрение и даже восхищение со стороны большинства. Вот такое простое определение позволит вам спроецировать данное понятие на свою компанию.

Какую моду можно увидеть в различных компаниях? Есть компании, в которых модно рассказывать о том, какие плохие клиенты, как трудно с ними работать. Есть компании, в которых модно обсуждать высокие цены своей компании и низкие цены конкурентов. Есть компании, в которых модно ходить с недовольными лицами, ворчать на руководителей, на низкую зарплату и тяжелые условия. Есть даже такие страны, в которых весь народ, обработанный телевизором, ворчит на свою страну, на свое правительство, на качество своих товаров и на свои законы.

А есть компании, в которых модно обсуждать способы решения проблемных ситуаций, показывать хороший пример другим сотрудникам компании и мотивировать их на такие же действия. Или совершенно не модно негативно отзываться о самой компании, ее товарах, услугах или руководителях. И об этом вам скажут, если заметят, что вы это делаете. Еще есть компании, в которых модно гордиться производством, достигнутыми результатами, целями компании и ее историей.

Как видите, мода бывает разная. А что вы хотите сделать модным в своей компании?

ИДЕЯ №4 Проблемы клиентов

Суть любого бизнеса — это решение проблем клиентов. Без проблем клиентов бизнеса не будет. Без чего угодно будет, а вот без проблем, которые есть у клиентов — нет.

Наличие денег в бизнесе и их количество зависит только от того, как много проблем клиентов решили сотрудники компании. А также, насколько быстро они это сделали. То есть становится ясно, что проблемы клиентов — это то, для чего и из чего бизнес создан. Это задача компании. Ее миссия — решать определенные проблемы своих клиентов.

ИДЕЯ №5 Как мы накапливаем «негатив»

Очень часто негативные ситуации и наличие большого количества проблем в компании существует потому, что руководители не имеют навыка общения с сотрудниками, приносящими им проблемы в ответ на поставленные задачи или делающими эти задачи сложными и нерешаемыми.

Из-за того, что правильные навыки отсутствуют, руководители либо избегают общения с такими людьми, либо втягиваются в обсуждение этих проблем и сложностей, не понимая того, что эти проблемы и сложности искусственно созданы и являются следствием либо отсутствия должных действий со стороны этих сотрудников, либо их нежеланием обучаться.

ИДЕЯ №6 Как задачи становятся проблемами

Проблема - это поставленная задача, которую руководителю вернули в виде «невозможно». Проблемы клиентов - это задачи, которые должна решать компания. И это не проблема компании. Это у клиента проблема, а в компании - это наша задача. Это предмет, с которым сотрудник работает для того, чтобы превратить его в доход или то, что ему способствует.

Таким образом, любая задача может превратиться либо в деньги для компании, либо в проблему.

Руководители, которые получают очень много поставленных задач обратно в виде проблем, начинают бояться ставить задачи вообще. Это один из показателей состояния компании и владельца:

-           Ставятся ли новые большие планы?

-           Идет ли обсуждение невыполнимых задач?

-           Есть ли разговоры о новых достижениях?

ИДЕЯ №7 Как что-то становится модным

Давайте посмотрим, как что-либо становится модным. Вы когда-нибудь видели показ моделей новой коллекции одежды? Собирают много людей, выводят на видное место модель и делают так, чтобы на нее было направлено внимание всех окружающих. А еще лучше, если это покажут по телевизору. Тогда еще больше людей увидят это.

Желательно делать это регулярно для того, чтобы заставить других людей это обсуждать. При этом все равно - плохо или хорошо. Важно количество раз, сколько это удерживало внимание большого количества людей на себе.

Почему мы не обращаем внимания, что отзываться могут и плохо, и хорошо? Потому что любая новая идея всегда проходит период, когда о ней могут отзываться плохо. Это всего лишь по той причине, что люди не очень любят изменения, а если эта новая идея еще и требует от них большего движения, например, упражнений и практики, то она обязательно должна пройти период, когда о ней будут отзываться негативно. Это не страшно.

Если вы продолжаете удерживать внимание людей на позитивных сторонах и результатах применения этой идеи (если эта идея на самом деле приводит к положительным результатам, нужным этим людям), то очень скоро наступит момент, когда о ней начнут отзываться сначала не плохо, потом одобрительно, а затем и с восторгом. В этом и заключается способ того, как сделать новую идею принятой и ввести ее как традицию в свою компанию.

ИДЕЯ №8 Как мы соглашаемся

Если руководитель «слушает», разделяет мысли и идеи персонала о пораженчестве и сложностях - делать что-то с подчиненными бесполезно. Ничему научить их нельзя.

Не разделять эти идеи - значит активно, четко и позитивно не соглашаться с тем, что «это невозможно». «Да, может быть, потрудиться надо, но вы для этого здесь и находитесь. А если нет, то для чего вы здесь? Вы ничего не перепутали?».

Если руководитель не отрицает - он соглашается.

ИДЕЯ №9 Что такое обучение

Обучение - это поиск решений для тех проблем, которые еще не решены.

Посмотрите на это исходя из вашего опыта. Когда у вас возникала необходимость в обучении? Да, только тогда, когда у вас были свои личные нерешенные проблемы. А если у вас нет проблем, а вам предлагают пойти поучиться как их решать? Вам это интересно?

ИДЕЯ №10 Задачи. Кто ставит, кто решает?

Очень часто можно увидеть, что проблемами и их решением озадачены руководители. Подчиненные же озадачены тем, чтобы вовремя приносить эти проблемы руководителям и научиться рассказывать о том, что «это невозможно сделать, и вот почему...». При этом сотрудники еще и очень недовольны создавшимся положением дел и низкой зарплатой. Видели такое?

Не забывайте: Руководитель ставит задачи перед подчиненными, а не решает их.

Решают задачи (а также обучаются тому, как это лучше сделать) сотрудники.

Не перепутайте.

Это основная проблема мотивации. Подчиненные, у которых нет проблем - НЕМОТИВИРОВАНЫ. Им просто скучно. И средство от скуки - это искать проблемы там, где их нет, и требовать повышения зарплаты. Попробуйте постоять или посидеть 8 часов, когда вы не особенно заняты. Вам будет очень трудно. Это тяжелая работа. И от нее правда можно устать.


Андрей СИЗОВ, учредитель компании «Время не ждет», автор тренинговых программ и системы продаж «Продавай.про»