Не так давно первая улица ресторанного стритфуда появилась в центре Екатеринбурга. На небольшом пятачке горожанам предлагают попробовать еду разных стран по доступным ценам. С одной стороны, это знакомый всем бизнес, а с другой — проекты с необычной концепцией и удивительной кухней, объединенные в одном месте, дают синергетический эффект. Несмотря на высокую конкуренцию, каждый может найти блюдо по вкусу и посетить несколько заведений за один визит. В r_keeper разбирались, есть ли будущее у данного сегмента общепита. 

shutterstock_516897073.jpg

Западный ветер перемен

Сегодня около 2,5 млрд человек каждый день покупают уличную еду, и это далеко не бедные люди. Жители мегаполисов много работают, занимаются спортом, участвуют в городских праздниках, интересуются новыми местами. Они охотно покупают уличную еду по дороге на работу или в обеденный перерыв, если она дешевая, вкусная и, что очень важно, быстрая. Во многом это связано с заграничными впечатлениями, где на каждом углу, будь то Барселона, Тель-Авив, Гонконг или Нью-Йорк, можно купить и попробовать что-то вкусное. Конечно, молодое поколение, которое может позволить себе съездить за границу, вряд ли позарится на беляши из киоска, а вот на экзотическую и качественную европейскую еду — вполне. 

Российский стритфуд — это уже не лотки с пирожками, а новые вкусы, оригинальные блюда, разнообразие моно концепций.

Стоит понимать, что под данным термином до сих пор подразумевают всё разнообразие нестационарной торговли: от модных фалафельных до старых добрых лотков с булочками и арабских шаверм. Распространенный формат уличной еды дошел и до городов-милионников. В столице стритфуд уже укрепился, стал стабильным, ему доверяют наравне с ресторанами, тогда как в регионах гости готовы прийти и попробовать. 

«Насколько успешными будут екатеринбургские проекты, пока сказать сложно. Не так-то просто разрушить представление горожан о стритфуде. Чтобы искоренить стереотипы, региональным бизнесменам приходится доказывать, что у тренда европейские корни, что точка работает с качественными фермерскими продуктами, а в продаже не просто уличная еда, а новое прочтение стритфуда с качественными ингредиентами, что, в конце концов, питаться на улице — это модно. По словам «резидентов» екатеринбургской улицы стритфуда, немногие из них рассчитывают реально заработать. Одни, например, отрабатывают концепт перед запуском сетевого проекта, другие всерьез говорят о том, что хотят нести культуру в массы и улучшить гастрономическую среду города», — отмечает Лана Баду, заместитель генерального директора по маркетингу компании UCS (создатели системы автоматизации ресторанов r_keeper). 

Несмотря на это, в регионах появляется всё больше брендового стритфуда, опробованного в столицах. Это Falafel Brothers и Street Market в Екатеринбурге, Conveer Вкуса и P.I.T.A. в Новосибирске, «Яем» и «Шаурма Маркет» в Ростове-на-Дону. Обычные столовые меняют формат и превращаются в модные буфеты и гастромаркеты. 

По данным RBC. Search, в год открывается не менее 200 точек уличной еды. Интересно, что последние два года подряд главной движущей силой сегмента стала шведская компания Sibylla (ларьки по продаже хот-догов, гамбургеров, сосисок гриль), запустившая почти три сотни точек питания в России. 

Соцкультпросвет

Фастфуд нового типа появился еще в 90-е годы прошлого столетия, но настоящую популярность в Европе обрел в нулевых. Правда, сначала в виде рождественской традиции в Великобритании. Идею быстро подхватили по всей Европе и со временем перестали транслировать исключительно на зимние праздники. Буквально за пару лет стритфуд уверенно вошел в европейскую ресторанную культуру. 

«Куда бы вы ни приехали, уличная еда очень точно характеризует страну, служа неким индикатором социально-культурных и географических особенностей региона. В туризме есть даже такое понятие, как «гастрономические туры». В Амстердаме любят селедку, в Вене — вафли, съедобные насекомые — обычное явление на улицах Китая, в Берлине все едят немецкие колбаски, а в Париже — жареные каштаны. В России по-прежнему любят блинчики и пирожки, а летом особенно охотно пьют квас. Но всё чаще можно встретить лапшичные и бургерные, точки с полезными салатами и фермерскими продуктами, пропагандирующие ЗОЖ, и даже заведения с диковинными меню типа соленых десертов и кислородных коктейлей», — отмечает Лана Баду.