Сергей решил открыть собственный бизнес в хорошо известной ему сфере. Он 5 лет работал в сети кафе-пекарен, за это время он прошел путь от работы за прилавком до менеджера по развитию. Он хорошо знает процесс, разбирается в поставщиках, и практически в одиночку запускал новые кафе в другом городе.

По расчетам Сергея для запуска с учетом финансовой подушки на первые полгода ему потребуется 3 200 000 рублей. Собственных сбережений 1 200 000 рублей. Сергей уверен в своих силах и не хочет откладывать запуск проекта, будет искать инвестиции со стороны.

_

Где искать деньги для запуска малого или микробизнеса?

В соответствии с категориями бизнеса, определеннми правительством (с апреля 2016 года):

· микропредприятия — до 15 работников и до 120 млн рублей выручки в год;

· малые предприятия — до 100 работников, до 800 млн рублей выручки в год;

· средние предприятия — от 101 до 250 работников, до 2 млрд рублей выручки в год.

Перед тем, как искать средства, следует определиться: вы хотите занять деньги в долг или предлагаете инвестору долю в бизнесе?

Первый вариант означает, что вы занимаете средства на определенных условиях, и должны будете отдать сумму с процентами независимо от успеха предприятия. Когда вы полностью рассчитаетесь, бизнес будет принадлежать только вам, вся прибыль будет также доставаться только вам.

Второй вариант предполагает, что инвестор делит с вами риски, он идет на это с расчетом на получение постоянного процента от будущей прибыли. Это называется совместным предприятием. Грамотная фиксация договорённостей, условия выхода из партнерства, разрешение спорных ситуаций при совместном предприятии – это отдельная глубокая и очень интересная тема.

Можно ли получить деньги в банке?

Нет. Банки не кредитуют начинающих предпринимателей. Но некоторые отчаянные стартаперы берут на себя потребительские кредиты под 25-30% годовых.

Размер ежемесячных выплат по кредиту в 1 млн. рублей взятому на 1 год под 25% годовых, составит сумму от 95 044 до 104 167 рублей в зависимости формы кредита. Платить надо с первого или второго месяца, независимо от результатов по выручке. Учитывая другие постоянные издержки в бизнесе (аренда, оклады, реклама и прочее), это почти гарантированный кассовый разрыв или просрочка по выплате кредита, тогда вы получите штраф и значительно большие проценты (от 40 до 75% годовых). Заведомое фиаско.

Существуют также микрофинансовые организации, которые выдают займы бизнесу. Теоретически их можно использовать, чтобы закрыть кассовый разрыв, но в качестве источника стартового капитала, это точно не подходит – ставка будет от 0,5 до 2% в день.

Поиск среди родственников и знакомых

Идея взять деньги у друзей или родственников может быть хорошей или плохой. Помимо финансовой истории такой долг имеет аспект личных отношений. Например, мой знакомый занял денег у родственников, когда запускал бизнес 15 лет назад. Все сложилось благополучно, проект окупился, знакомый отдал деньги и проценты, и не раз отблагодарил. Но родственники продолжают вспоминать историю и преподносят свой вклад, как судьбоносный. Понятно, что это идет не на пользу отношениям.

В любом случае, ответственно отнеситесь к документам - на каждую передачу денег оформляйте расписку, договор займа, инвестиционный договор, или другой документ, а также сохраните переписку (в том числе электронную), в которой стороны обсуждают проект, цели, сроки и прочие условия. Это полезно не только с юридической точки зрения, но и в плане общения – снимете множество вопросов в случае спора или недопонимания в будущем.

Поиск в деловых кругах

Чаще всего это знакомые знакомых из интересующей вас профессиональной среды. Не стесняйтесь просить совета или рекомендации от старых клиентов или поставщиком, с которыми сложились доверительные отношения. Порой инвесторы с проектом сами находят предпринимателя.

Моя хорошая знакомая сейчас запускает проект по производству рекламы полного цикла:

«Запустились сразу. Проект строится на базе огромной производственной компании. Я никого не искала. Ни инвесторов, ни работу. И нынешние партнёры это абсолютно незнакомые мне люди. Просто видимо у них пришел момент, когда они решили расширяться и инвестировать. Они решили инвестировать в людей. Искали людей через рекомендации. А меня рекомендовали мои бывшие клиенты».

Инвесторы верно рассудили, что ни один нанятый сотрудник не будет относиться к делу, как собственник, поэтому пригласили профессионала в качестве управляющего и совладельца нового предприятия.

Если друзьям и знакомым можно объяснить задумку на словах или будет достаточно нарисовать бизнес-модель «на салфетке», то для разговора с новым человеком нужно заранее вооружиться финансовой моделью, оценкой глубины рынка, описанием маркетинговой стратегии, сметой для запуска предприятия и структурой компании. По сути, вы должны описать всю цепочку по поиску и привлечению клиентов, процесс производства или оказания услуги, а также внутренние обслуживающие процессы. Помимо этого, вы должны заранее ответить на главные вопросы инвестора:

· в какой срок вернуться деньги

· сколько и как инвестор на этом заработает

· чем обеспечены займы, либо как будут минимизированы риски.

Евгений Лобанов открыл с партнером ресторан в Санкт-Петербурге:

«Искали инвестора в отрасли общепита. Начали со знакомых, кто работает в этой сфере. Но там быстро получили отказ, потому что всем хотелось проект иного уровня (больше вложений). Взять денег легко, а отвечать за них сложно. Поэтому 50 000 000 предлагали многие, но надо же как-то их осваивать.

Потом появился клиент, которому делали консалтинг по общепиту (анализ рынка). Рассказали об идее. Сформировали будущую PnL (финансовый и управленческий учет). И началось самое сложное - показать, где наш заработок и заработок инвестора. В итоге сошлись на очень малом проценте от выручки и прав на вторую точку, тем самым обеспечили себе минимальный доход от дела и возможность будущего большего дохода. Это лучшие условия, которые можно получить в стартап-проекте из реального сектора.

Наверняка, можно было выбить что-то лучше, но тогда мы уже дали согласие и начали работать».

Разработка финансовой модели и сопутствующие расчеты очень дисциплинируют. В процессе будут всплывать нестыковки, потребуются уточнения, в итоге детализация вашего видения проекта возрастет. Если вы не готовы выделить время на экономический расчет, то лучше не ищете инвестора, - в лучшем случае затея просто не полетит, в худшем случае вы подставите себя, сольете деньги инвестора, останетесь должны.

Альбина Белая, дизанер одежды:

«Для первых бизнес-проектов, лучше не брать кредитов или инвестиций. Так как нет реального опыта и четкого понимания бизнес-процессов.
Когда готовишь проект для презентации инвестору, возникает множество вопросов и по проекту, и по взаимодействию с инвестором. Тогда выясняешь какой формат привлечения финансов приемлем именно для тебя и приходит понимание, что иллюзии, а что нет».

Инвестиционные фонды, клубы, фестивали и посредники

Фонды

Инвестиционные фонды закрыты для малого бизнеса из реального сектора. Если у вас социально направленный проект или стартап в сфере IT, то можете испытать удачу в городских и федеральных акселераторах, или фондах поддержки предпринимательства. Например, Акселератор СПб ГБУ или ФРИИ.

Знакомые разработчики участвовали в нескольких конкурсах среди начинающих предпринимателей. Дальше отборочных этапов пройти не удалось. По отзывам, комиссия не вникала в детали проектов. Откатов за успешное прохождение конкурса никто не просил, но осталось ощущение, что без кумовства там поддержку не получить.

Инвест-клубы и фестивали

К сожалению, 9 из 10 организаций, которые позиционируют себя как предпринимательские клубы и регулярные фестивали, это «пустышки», которые зарабатывают только на взносах от участников. Аудитория в таких сообществах соответствующая, найти там инвестора будет непросто.

Попросите у владельца клуба или организатора фестиваля контакты предпринимателей, которые смогли привлечь инвестиции. Если таких нет, или контакты получить не удалось, то делайте выводы. Негативный маркер - отсутствие ценза для проектов, выступить с презентацией может любой, кто заплатит вступительный взнос.

Если вы нашли серьезное сообщество предпринимателей, то даже собеседование с ведущим клуба или с членами вступительной комиссии принесет много косвенных плюсов.

Альбина Белая, дизанер одежды:

«Участвовала в фестивале перспективных проектов (площадка по поиску инвесторов). Результат – только партнёрские связи. Но я выявила свои иллюзии. В итоге, нашла для себя иные пути воплощения проекта. Форма поменялась, основное финансирование решила осуществить своими силами, часть денег нашла через друзей. На следующем этапе буду искать более крупные суммы - есть серьезные знакомые, которые готовы вкладывать в рабочие проекты. К крупным инвесторам нужно идти с результатами, а не с идеями».

Площадки в сети, форумы и чаты в мессенджерах

На большинстве форумом и сообществ, посвященных инвестициям, есть рубрики и разделы для поиска инвесторов. К такому инструменту сам настроен скептически, но двое знакомых рассказали, что они именно так и отыскали партнеров для маленьких проектов (бюджет до 300 000 рублей). Ищите площадку с наибольшей аудиторией. Опубликуйте общую информацию о проекте, о своем опыте и запаситесь терпением. Когда вам начнут задавать вопросы, то поддерживайте общение, коммерческие детали раскрывайте в личной переписке и закрывайте диалог на встречу.

Поиск инвестора через посредников

Размер вознаграждения посредника обычно составляет около 5 - 10% в зависимости от привлекаемой суммы. К сожалению, на рынке нет профессиональных посредников, которые регулярно привлекают инвестиции в небольшие проекты – суммы от 1 млн до 5 млн рублей. Только один из десяти стартаперов серьезно подходит к презентации и «упаковке» будущего проекта. Заниматься подготовкой проекта без гарантированной оплаты посредникам не интересно. Гораздо проще продавать действующие бизнесы, чем привлечь инвестиции в том же бюджете.

За четыре года работы в агентстве по продаже бизнес-проектов в качестве директора и консультанта я сопроводил более 1100 сделок. Ежемесячно к нам обращались предприниматели в поисках инвестиций под запуск бизнеса, а не под продажу готового предприятия. Попадались очень интересные проекты, однако за все время удалось помочь 15 или 17 стартапам. То есть таких сделок было примерно 1,5% от общего числа.

К хорошо знакомому брокеру имеет смысл обратиться за консультацией по упаковке проекта либо уже на этапе оформления отношений с инвестором.

Общая сводка по способам привлечения инвесторов

Среди знакомых 17 человек искали инвестиции и запускали проекты за последние три года. Из них:

1 – привлек небольшую сумму через инвестиционный клуб

1 – взял деньги в долг у друзей

3 – создали бизнес в партнерстве непосредственно со старыми клиентами

5 – взяли деньги у родителей или ближайших родственников

7 – нашли инвестора через деловые круги, по рекомендациям знакомых и бывших клиентов

Подписывайтесь и добавляйтесь в друзья в социальных сетях:

Вконтакте

Facebook

Telegram