В России собираются развивать внутренний туристический рынок. Какие перспективы переманить туристов, выбирающих Турцию, Болгарию и Грецию? И кто этому мешает?

Не секрет, что ослабление национальной валюты сильно ударило по российским туристам. Можно ли проблемы обернуть в преимущества? Теоретически да. С теории, вернее стратегии начинаются и масштабные попытки «завоевать» российского туриста. Недавно утверждена концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2019?2025 гг.

Ее целью является улучшение инфраструктуры и повышение качества услуг. Вот тут конечно сложно – можно ли повысить качество услуг не повысив качество жизни в целом? Ведь в первую очередь идет речь об отечественных туристах, а не французах и немцах, которые «хлынут» в Геленджик. Потрачены будут 386 млрд. рублей. Продолжатся инвестиции в создание бюджетных кластеров.

Отметим, что ранее была реализована подобная программа под гордым названием «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ 2011 - 2018 годы». Нет, люди ездят, в России действительно очень красивая природы и есть удивительные пляжи. Но для некоторых моих знакомых внутренний туризм это некая экзотика, съездить в Бангладеш, Пакистан или курорты Черного моря?

Внимание, никакой политики, но как ответил бывший кандидат в президенты России Павел Грудинин, на вопрос – почему вы отдыхали не на Родине, например в Сочи, ответ – там дороже, чем в Германии. Как получается, что приличный, конкурентоспособный курорт обходится не как остров Родос, а как Ницца какая-нибудь?

Подбираемся к ответу через ту самую великолепную программу внутреннего туризма. «Ростуризм» рапортует: объекты построены на 90%, 100%! Ну просто хочется добавить: советские рабочие перевыполнили план! Теперь есть ТРК «Золотые пески» в Дагестане, ТРК «Хибины» в Мурманской области, ТРК «Подлеморье» в Бурятии, где НЕТ МОРЯ. «Ростуризм» на этом не заканчивает свой отчет : «в Ставропольском крае введен в эксплуатацию санаторно-курортный комплекс на 158 мест в городе Кисловодск, создано 107 новых рабочих мест»! Вот это да, а кому принадлежит отель, городу? Федеральному правительству? Далее масштаб все серьезней: «в Тверской области заключено два контракта на реализацию объекта «Реконструкция автомобильной дороги «Подъезд к п. Шоша» в границах туристско-рекреационного кластера «Верхневолжский» (2 и 3 этап)».

Нет, ну казалось федеральная программа это нечто масштабное, вроде советского БАМа или того же Сочи. А это ТРК и ремонт автодороги. А «Автодор» чем, извините, занимается? Или местный комитет по транспорту?

Нельзя построить дорогу и отель (в разных местах притом!) и ждать, что турист из Москвы хлынет туда. Не может же ФЦП закупить милые уютные кафе и рестораны, вежливый персонал, региональные, красочные праздники. Ну, можно, конечно, завести пару тысяч кипрских или испанских официантов, но это будет чересчур дорого.

Если создаются кластеры туристические, то возможно подумать над льготными зонами для кафе и ресторанов в ряде городов, чтобы петербургские и московские рестораны обратили внимание и пришли, в тот же прекрасный Геленджик. Чтобы местный предприниматель смог открыть свое заведение. А как насчет налоговых льгот для турагентств, которые будут заниматься исключительно внутренним туризмом?

Ведь, как я уже писал выше туристическое место не только красота мест, но и сервис, который нельзя насадить с помощью федеральной программы. Если заведения и отели будут расти снизу, тогда и отношение будут меняться. Но для этого нужна благоприятная среда, те же сами налоговые послабления.

А что еще мешает? Например, миграционное законодательство. Ведь, по деловой визе невозможно совершать турпоездки, на это еще обращала внимание мурманский губернатор Марина Ковтун.

Есть такое понятие как «О свободный порт Владивосток», принятое на федеральном уровне как закон 212-ФЗ, который позволяет получить облегченную визу для туристов на 8-дневный период. Почему не сделать такой форма в других приграничных районах? Например, Пскове, Сочи, том Мурманской области, граничащей сразу с Норвегией и Финляндией?

Почему ФЦП строит невероятное количество ТРК, о которых пишет в отчетах? Но не строит инфраструктуру для маломерных судов под яхтенный туризм. Вместо этого у нас с 1 мая замечательный курортный сбор. Например, в Ставропольском крае, знаменитом своими целебными водами и Кубани где расположены основные курорты, тот же Сочи и Геленджик. Это означает, что все будет дорожать, привлечет это туристов?

Складывается ощущение, что федеральная программа, это какая то советская пятилетка. Где мощные федеральные ведомства пытаются сделать хороший сервис за ограниченное количество средств.

Самое интересное, деньги проходят через внушительное количество «лапок» чиновников, а это чревато сами знаете чем. Налоговые послабления хороши тем, что обходят огромное количество согласований, не зависят от мнений чиновников и их убеждений. Деньги остаются у того, кто развивает бизнес, сервис, и он вкладывает в него эти средства сам.

Чтобы обратить внимание россиян на внутренний туризм и привлекать гостей не только на ЧМ по футболу нужно начать с принятия ряда законов, как владивостокский 212-ФЗ, налоговых льгот и инвестирования в инфраструктуру, которая поможет развиваться местному бизнесу. Тут будет решены сразу несколько задач – развитие бизнеса и туризма. Но мы идем по пути налоговых сборов в Ставропольском крае. Ура товарищи, можно было бы сказать лет 30 назад.

Сайт: высшая-инстанция.рф

Instagram: @ivanshevelkov