Сбербанк собирается закрыть сделку, предполагающую создание совместного предприятия с компанией «Яндекс.Маркет», сообщают СМИ. Сделка готовилась долго, первые слухи прошли пару месяцев назад и вот, наконец, получены все разрешительные документы.  Герман Греф, глава Сбербанка, неоднократно заявлял, что банк,  который оказывает  только банковские услуги, не имеет будущего и активно предлагал различные футуристичные виды этого будущего

Глава Сбербанка отличный ньюсмейкер, любит подбросить жару на вентилятор. На мастер-классе для финалистов конкурса «Лидеры России» заявил: «Мы все переходим в эпоху экспоненциального роста, роста подключённости технологий. Также растёт бизнес тех компаний, которые встраиваются в этот тренд. В первой десятке крупнейших по капитализации компаний мира нет ни одной традиционной или сырьевой компании». Именно поэтому Сбербанк собирается искать счастья среди технологических компаний и ритейла, слава Amazon не дает покоя многим.

Генеральная линия выбрана верно, но есть маленькая поправка. Среди крупнейших компаний по капитализации на втором месте находится Exxon Mobil, а на шестом - Chevron Corporation. (Крупнейшие компании по капитализации).

Но не будем придираться, будущее действительно  за высокотехнологичными компаниями. В топ-10 крупнейших компаний мира  тот же Exxon Mobil находится на 9 месте? после Гугла, Амазона, Фейсбука и Майкрософта и ряда консалтинговых компаний, а Chevron – за гранью десятки.

Русский ритейл

Прожектерство не в духе Германа Оскаровича, когда сделка близка к завершению,  за скупыми строками кадровых назначений вырисовываются очертания будущего проекта.

Со стороны Сбербанка проектом занимается Лев Хасис, первый заместитель председателя правления. Напомню репперные точки карьеры этого человека: «Перекресток», Х5 Retail Group, Wal Mart, Сбербанк. В Wal Mart Stores Хасис занимал должность старшего вице-президента по международным операциям.

Второе назначение, о котором стало известно, экс-гендиректор Alibaba Group в России Марк Завадский стал вице-президентом по стратегическим цифровым партнёрствам Сбербанка. На новой должности он будет заниматься развитием партнёрских отношений банка с российскими и международными цифровыми компаниями. Так что у «национального маркетплейса» есть мощная экспертиза ведения ритейл-бизнеса на международном уровне плюс технологическая база Яндекса.

В России e-commerce составляет 3-4%  от общего оборота розничной торговли, 1% приходится на долю продуктов питания. По прогнозам экспертов в ближайшие 10 лет доля торговли продуктами питания онлайн вырастет примерно до 10%. Рынок есть и нацелены на него несколько компаний, поэтому битва за «русский амазон» обещает быть интересной. Остается понять, какую выгоду могут получить магазины при АЗС от этого масштабного тренда.

Магазин на АЗС – объект ритейла нового формата

Сбербанк и Яндекс хотят брать рынок низкими ценами. «Купить дешево» - это одна из мировых скреп, не то, что российских. Уровень доходов населения в условном Злотоусте или Миассе таков, что никакая другая идея с расчетом на «всю Россию» не взлетит. Перспектива иметь дешевый магазин в каждом населенном пункте, где есть отделение Сбербанка, должна напрячь крупные сети, которые работают в режиме дискаунтеров.

Учитывая нашу "заправочную" специализацию, давайте подумаем, отразится ли подобные проекты на магазинах при АЗС? Уверен, что не отразится, т.к. на заправках, где есть кафе, кофе – первый товар после топлива, все остальное лишь приложение к этому кофейно-фастфудному бизнесу. На заправках, где кофейное предложение отсутствует, скорее всего магазин не является бизнесом, представляя из себя классический российский хламовник, больше похожий на лавку старьевщика, нежели на цивилизованную точку продаж.

В Европе один за другим открываются магазины, где можно выпить чашку кофе прямо в торговом  зале и попробовать продукцию в стиле «фреш» или здравфуд. Кофейное предложение  в российском ритейле только начинает появляться.  Жаль только, что российские поставщики кофеварочного оборудования все как один, пытаются стать достойными продолжателями Ивана Сусанина, уводя этот бизнес в дебри нерациональных технологических решений и ошибочной опциональной комплектации кофемашин. Зачем они это делают? Потому что сами не знают, как создавать автоматизированные зоны продажи кофе и стараются втереть доверчивым ритейлерам то, что лежит на складе, а не то, что нужно для бизнеса.

Магазины на заправках никогда не конкурировали с сетевым ритейлом посредством цены. Цена логистики для заправочного ритейла такова, что конкуренция возможна только за счет качества товаров и грамотного подбора ассортимента, отличающегося от того, что покупатели видят на полках условных "пятерочек", "дикси" и прочих дискаунтеров. Поэтому появление на отечественном потребительском рынке еще одного провайдера низких цен не окажет существенного влияния на покупки в магазинах при АЗС.

У заправочных станций есть клиентский трафик, генератором которого является спрос на моторное топливо.  Да, надо быть реалистами и не закрывать глаза на то, что те, кто заправляется на 200 рублей, средств на покупку «эспресов-капучин»  не имеют. В скобках замечу, что даже если человек заправляется на 200 рублей, это значит, у него есть машина и его перспективы заработать деньги выше, чем у человека, который идет в условный «Дикси» и выгадывает из чего сделать обед, чтобы уложиться с покупками в те же две сотни. 

Охватить 10% клиентского трафика кофейным предложением – это начало успеха, которое можно развивать дальше. Золотое правило рекламы гласит, что продавать надо не дрель, а отверстия в стене. Так и на заправке предлагают не «топливо + кофе», а удобство плюс достойное качество жизни.

Исследование Nielsen показывает: 7 из 10 походов в магазин и 26% продаж в денежном выражении почти во всех регионах, кроме Ближнего Востока и Африки, происходит в магазинах малых форматов. Малый формат – это торговая точка, находящаяся по дороге из дома на работу, с ассортиментом готовой еды и горячих напитков.  Описание магазина не напоминает наш любимый объект ритейла на АЗС? Удача оказаться в тренде, теперь осталось воспользоваться открывающимися возможностями.

Так что магазинам на АЗС точно не стоит бояться сберо-яндексовских амазонов, т.к. у них есть все инструменты для борьбы за содержимое покупательских кошельков.