Дефицит парковочного пространства в Москве одна из самых актуальных проблем 21 века, но перед чемпионатом Мира по футболу она особенно обостряется. Уже сегодня многие водители предпочитают не использовать автомобиль для передвижения только из-за отсутствия парковочных мест. Как сейчас обстоят дела с парковками в Москве рассказал Алексей Тузов  независимый эксперт транспортной отрасли :

«Грамотная организация парковочного пространства при строительстве новых жилых домов Москвы и Подмосковья является вопросом не только удобства городской инфраструктуры, но и первостепенной задачей для обеспечения комфорта и безопасности жителей многоквартирных домов. Никому не понравится, если в его дворе регулярно осуществляется парковка на газонах и на детских площадках, когда транспорт стоит в 2 рядах, затрудняя выезд машин. Немаловажным является и экологическая сторона вопроса: вредное воздействие выхлопных газов на жителей многоэтажек. При расчете парковочных мест, застройщики обязаны руководствоваться определенными нормативными актами. К общероссийской нормативной базе относятся CП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей, Актуализированная редакция СНиП 21-02-99, СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей и ВСН 01-89 Предприятия по обслуживанию автомобилей. Однако на практике эти нормы застройщиками соблюдаются далеко не всегда, да и вышеуказанные нормы не предъявляют особых жестких требований по проектированию парковочных мест (например, стоянку на 50 машиномест разрешено оборудовать в 15 метрах от жилой застройки). Именно отсутствие жесткого законодательного регулирования является главной причиной нарушений при строительстве парковочных мест, которые повлекли за собой распространение «дворов без машин» - ограждение домов высоким забором, препятствующим въезд во двор транспорта, а дефицит парковочных мест у жилых домов порождает спрос на пользование услугами сторонних автостоянок.

Целесообразность постройки одного из трех видов парковок (подземных, многоуровневых или наземных), напрямую зависит от средств, которыми обладает строительная организация, а также от территориальных особенностей (наличие свободного пространства под парковку, особенности грунта и т.д.). Логично, что наземные парковки – самый дешевый из трех вариантов, однако он не обеспечивает потребности современного общества, когда у большинства семей имеется как минимум 2 автомобиля. В условиях ограниченности пространства и высокой плотности населения в крупных мегаполисах, девелоперами сегодня выбрана концепция массового строительства многоэтажных паркингов, что в перспективе приведет к возведению парковок по типу японских и южнокорейских механизированных парковочных комплексов.

Для строительства простых одноуровневых наземных парковок не требуется больших финансовых вложений и оформления разрешительной документации. Наиболее дорогостоящими являются подземные парковки, минимальная стоимость квадратного метра которых составляет 25 тысяч рублей и может доходить до 120 тысяч за квадратный метр, что примерно на 30–40% дороже, чем строительство надземных оборудованных площадок для парковки.[i]

Парковочный сервис будет востребован всегда, особенно в крупных городах с высокой плотностью населения. Парковки в новых жилых домах раскупаются моментально. Например, в Москве зарегистрировано более 3,5 млн. автомобилей, а ежегодный прирост количества автомобилей составляет порядка 200 тыс. машин в год. Жителям столицы (не считая жителей Подмосковья) необходимо обеспечить более 1,7 млн. парковочных мест. Стоимость одного места варьируется от 5 тыс. рублей в месяц в спальных районах до 10-15 тыс. руб. в центре. Девелоперы неплохо зарабатывают, ведь люди готовы платить любые деньги, лишь бы обеспечить себя парковочным местом.[ii]

Количество москвичей-автовладельцев с каждым днем растет, а вот количество парковочных мест на придомовых территориях, к сожалению, остается на прежнем уровне. Дефицит ощущается особенно остро в густозаселенных районах столицы, например, в Новокосино с плотностью населения 29703, 06 чел. на кв. км или в Ломоносовском 26 233,83 чел. на кв. км,[iii] когда машины неотложной скорой помощи не могут не то, что припарковаться на придомовой территории, а элементарно проехать во двор. Единственное, что может спасти текущее положение – это возведение обособленных многоэтажных парковочных комплексов, которые позволят значительно улучшить столичную инфраструктуру.

Вопрос организации парковки автомобилей на придомовой территории новых многоквартирных домов в наши дни очень актуален, ведь от его решения зависит качество жизни и безопасность людей, ведь дворы предназначены для семейных прогулок, а не стоянки авто. Согласно ст. 16 Жилищного кодекса РФ, земельный участок, на котором построен многоквартирный дом, является собственностью жильцов, а ст. 44 установлено, что решение о том, как использовать территорию около дома могут принимать только собственники квартир. Для принятия решения об организации парковочной площадки необходимо 2/3 голосов жильцов. Запрещается стоянка автомобилей во дворах автомобилей с работающим двигателем, стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, запрещено загромождать проезд, парковаться ближе пяти метров от мусорных контейнеров, движение по тротуарам и парковка на них, а также сквозной проезд через дворы".