В соответствии с концепцией системного менеджмента построение эффективной системы управления предприятием нужно начинать с целеполагания и создания стратегии развития. На практике эти два этапа тесно связаны между собой, так как в ходе разработки стратегии развития наиболее общие цели предприятия могут уточняться.

Заказчики услуг по совершенствованию системы управления иногда представляют себе результат построения стратегии развития в виде многостраничного фолианта, не имеющего практического использования. И напрасно, так как хорошая стратегия развития создаёт основу эффективности подчинённых инструментов управления – системы показателей, описаний бизнес-процессов, бизнес-плана развития.

Что же должна включать в себя полезная стратегия развития? Прежде всего, маркетинговую стратегию, то есть описание продукта предприятия, целевых клиентских групп, позиционирование (каким предприятие хочет выглядеть в глазах клиентов), стратегию конкуренции (как предприятие собирается выигрывать у конкурентов), список стратегических инициатив, то есть конкретных действий, направленных на достижение наиболее общих целей предприятия.

Стратегические инициативы вырабатываются в результате SWOT-анализа. В результате сравнения сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз рынка создаётся не только маркетинговая стратегия, но и другие, подчинённые ей стратегии – организационная, производственная, кадровая, информационная, финансовая, логистическая.

Важный вопрос разработки стратегии развития – источники информации. Для SWOT-анализа нужны данные о рынке и о предприятии.

Рыночная информация может быть получена в результате проведения маркетингового исследования. С другой стороны, информацией о рынке обладают сотрудники предприятия и иногда, желая сэкономить, специального исследования не проводят, а ограничиваются сбором информации от своих экспертов рынка. Такой вариант возможен, но в этом случае маркетинговая стратегия будет создана на основе только личных мнений этих экспертов.

Для получения информации о сильных и слабых сторонах предприятия проводится диагностика системы управления предприятием. И на этой стадии разработки стратегии развития можно сэкономить, если ограничиться экспресс-диагностикой. Возможные потери от такой экономии – не полная и не вполне достоверная информация.

Для реализации стратегических инициатив, разработанных в ходе создания стратегии развития, нужно разработать систему показателей. В наиболее полноценном варианте построения стратегии показатели разрабатывают в соответствии с методикой сбалансированных показателей.

Для управления реализацией созданной стратегии должны быть разработаны бизнес-процессы контроля плана мероприятий и плана по показателям. Описание этих бизнес-процессов также полезно включить в состав стратегии развития.

В результате полноценная стратегия развития представляет из себя документ размером не более 10-15 страниц (без маркетингового исследования), важность которого сложно переоценить. Список стратегических инициатив создаёт основу для подробного плана мероприятий, иерархия стратегических показателей – основу для всей системы показателей предприятия, а бизнес-процессы контроля плана мероприятий и плана по показателям – основу процедуры управления развитием предприятия.