Вся нынешняя неделя прошла под знаком «Русала» после того, как он оказался в санкционном списке Министерства финансов США вместе с тесно связанными с ним En+ Group и «Базовым элементом».

С понедельника события вокруг «Русала» разворачивались в бешенном темпе, сбавив обороты лишь к пятнице: акции «Русала» рухнули на 50%, London Metal Exchange и Сommodity Exchange временно ввели ограничения на операции с его алюминием, давний торговый партнер Glencore объявил форс-мажор по поставкам 50 тыс. тонн, произведенном в России крылатого металла, совет директоров «Русала» покинуло несколько членов, Rio Tinto сообщило о пересмотре ранее достигнутых с ним договоренностей, перестал работать сайт «Русала» и т.д., и т.п.

В общем-то подобный сценарий можно было спрогнозировать: согласно правовым актам США, американским компаниям теперь запрещено покупать алюминий у «Русала» и им необходимо найти иных поставщиков. Лицам из США, владеющим его ценными бумагами, следует от них избавиться и не приобретать в будущем.

Санкции не ограничиваются США, распространяясь на всю планету - под их действие попадает как «Русал», так и его контрагенты, если они проводят значимые транзакции в его пользу или исходя из его интересов – против них они тоже могут применяться (да и под само понятие «значимая транзакция» можно подогнать что-угодно). В результате для «Русала» фактически оказывается закрытым не только американский рынок, на который приходилось, по разным данным, от 10% до 20% его продаж, но и сужается доступ на европейский и азиатские. Плюс становится затруднительным получить финансирование за рубежом в любой форме, начиная от получения кредитов и заканчивая выпуском акций и облигаций. Теперь и иностранные банки, и металлоторговые фирмы и промышленные игроки будут действовать с большой оглядкой на санкционный список Министерства финансов США, не желая нажить себе неприятности.

Читая в прессе о ситуации, связанной с «Русалом», я вспоминал все конференции, на которых мне доводилось слушать выступления его топ-менеджеров, рассуждавших о будущем мирового и российского рынков алюминия. Однако невольно я ловил себя на мысли: если они столь хорошо понимали перспективы производства и потребления крылатого металла на планете, то почему, судя по материалам прессы, «Русал» оказался неготовым к санкциям? Возможно, я ошибаюсь, но у меня сложилось подобное субъективное впечатление.

Теперь в СМИ обсуждаются меры государственной поддержки попавшего в беду «Русала», владеющего предприятиями и в России, и за ее пределами. Он более чем актуален, учитывая значительные долги «Русала» и большую численность его персонала. Я лично не удивлюсь, если будет извлечена из архива давняя идея «Русала» о создании в нашей стране государственного фонда алюминия.

И вот тут возникает закономерный вопрос: кому именно надо помогать? Рабочим алюминиевых заводов, управляющей ими компании (где трудится немало офисных сотрудников) или же одному из богатейших людей России Олегу Дерипаске? Ответ дать не так уж и легко.

Простой обыватель рабочих, скорее всего, пожалеет. А вот захочет ли он посочувствовать персоналу штаб-квартиры «Русала» или Олегу Дерипаске – не уверен.

Замечу, в царской России владельцы фабрик и заводов при критическом положении дел продавали недвижимость, закладывали в ломбард драгоценности и, если уж разорение было неизбежным, даже стрелялись. Помощи у государства, безусловно, просили, правда, отнюдь не всегда. Не было так принято.

Рецепты же спасения «Русала» банальны. Работать, работать и работать. Проявить максимум терпения в переговорах с зарубежными клиентами, сделать фокус на российский рынок, предоставить им существенные скидки по цене на алюминий и было бы неплохо дать отсрочки по платежам.

Плюс можно пойти по пути экономии - ограничить полеты топ-менеджеров бизнес-классом (в эконом-классе можно летать не хуже) и проживание в номерах отелей стоимостью выше определенного уровня и, провести оптимизацию подразделений и подсократить топ-менеджеров и персонал в центральном офисе «Русала» (урезав зарплату оставшимся), отказаться от корпоративов и др. Поле для экономии широкое.

Я не сомневаюсь, что в конечном счете «Русал» выстоит и преодолеет все выпавшие на его долю испытания. Главное, не сидеть, сложа руки и все тогда получится.