На рынке купли-продажи бизнеса около трети предложений - объекты, которые существуют всего несколько месяцев. Вероятно 50% из них были специально созданы для продажи. Это не плохо и не хорошо, некоторые варианты имеют очень привлекательное расположение, адекватный договор аренды, или предлагают профессиональное оборудование по скидке. За это стоит заплатить, если вы совершаете сделку осознанно и действуете по собственному плану.

Но если вы хотите купить бизнес как настроенную систему, то выясните реальный срок работы предприятия. Минимальный адекватный срок жизни, чтобы бизнес можно было назвать системой, — это 2 года. То есть бизнес прошел все сезоны хотя бы по два раза. При этом последний собственник должен владеть бизнесом не менее 8 месяцев. Если новичок купил бизнес, понял, что не тянет и продает на второй-третий месяц, то попросите контакты предыдущего владельца и запрашивайте информацию о бизнес-модели у него.
Проверьте давно ли работает бизнес именно по этому адресу. Бизнес мог поменять локацию, а это глобальная перемена - другая проходимость, доступность, узнаваемость и т.п. Так же с интернет-магазинами - перенесли сайт на новый домен — движок и дизайн старый, но полетело поисковое продвижение и ссылки. По сути это перезапуск бизнеса.

Как проверить сколько лет бизнесу.

1. Юр.лицо или ИП - Закажите выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и выясните, когда было зарегистрировано общество или ИП. Электронную выписку можно бесплатно получить на сайте налоговой - https://egrul.nalog.ru/

2. Сайт - Проверьте, когда было зарегистрировано доменное имя сайта. Информация доступно в любом сервисе Whois - просто вбейте это слово в поисковик.

3. Соц.сети - Проверьте самые старые посты в группах социальных сетей, которые связаны с бизнесом.

4. Телефон - Вбейте рекламный номер телефона в поисковик. Если бизнес существует давно и дает рекламу в открытые источник, то вы всегда найдете историю и старые объявления. Если ничего нет, а вам говорят, что номер раскрученный, то это чушь.

5. Контрагенты и клиенты - Посмотрите самый старый договор с поставщиком или клиентом. Для верности можно попросить от этого контрагента рекомендацию.

6. Аренда - Посмотрите срок подписания и начала действия договора, это очень простая и надежная мера. Если договор недавно продлили, то попросите предыдущий.

По аналогии можно придумать массу косвенных методов проверки времени существования бизнеса. Эта проверка не отменяет собой необходимость других, используйте ее в комплексе.