В случае принятия законопроекта, запрещающего рекламу лекарств на радио и телевидении, российские телеканалы и радиостанции лишатся около 30 млрд рублей в год, пишет «Коммерсант».

Саид Ягья, медицинский эксперт:

С одной стороны, идею запретить рекламу лекарств на ТВ можно только приветствовать, поскольку вреда от такого рода информирования граждан гораздо больше, чем пользы. В Западной Европе и Северной Америке реклама лекарственных средств запрещена в принципе, там общение фармпроизводителей с конечным потребителем – пациентами – осуществляется почти исключительно через посредничество врачей. Статус медиков в западном обществе высок чрезвычайно, их профессиональные объединения сильны и авторитетны.

Там, скажем, профессиональное сообщество медиков строго указало бы на вопиющие факты обмана потребителей, каковые встречаются у нас в рекламе медицинских товаров.

Ну вот, скажем, по ТВ идет массированная реклама хондропротекторов – средств для борьбы с остеоартрозом. В рекламе прямо говорится, что препараты способствуют восстановлению хрящевой ткани. Но это просто невозможно! Об этом вам скажет любой специалист – невролог, травматолог, хирург, терапевт, реабилитолог. Эти препараты могут замедлить, затормозить течение болезни, повысить качество жизни – но если процесс разрушения хрящевой ткани уже начался, то сделать «как было» уже не получится. Но даже если отечественные профессиональные сообщества и возвысили голос против этого безобразия (о чем я не слышал), то их это так и осталось гласом вопиющего в пустыне.

С другой стороны, если телевизионная реклама рецептурных и безрецептурных препаратов в одночасье исчезнет, население Российской Федерации не прекратит практику самолечения, не перестанет сознательно или бессознательно вредить собственному здоровью, не станет чаще обращаться к специалистам и не станет больше внимания уделять профилактике.

В общем, будет реклама лекарств на ТВ или нет, от этого для большей части людей в нашей стране мало что изменится.