Вячеслав Кокуркин, юрист:

Впечатления от наблюдения за процессом подбора персонала со стороны кандидата самые горькие. Когда ты ищешь новое место работы и пытаешься выстроить коммуникацию с HR-специалистами потенциальных работодателей, вдруг понимаешь, что из сферы подбора персонала ушла всякая человечность.

Конечно, хлеб специалиста по подбору персонала далеко не сладок. Однако именно эти люди находятся на переднем краю борьбы за хороший имидж работодателя – для сторонних соискателей именно они первыми представляют образ компании. И этот образ зачастую далек от совершенства.

«Большое спасибо за Ваш интерес, проявленный к нашей открытой вакансии …. К сожалению, в настоящий момент мы не готовы сделать Вам это предложение. Мы внимательно ознакомились с Вашим резюме, и, возможно, вернемся к Вашей кандидатуре, когда у нас возникнет такая потребность».

Стандартный ответ на HeadHunter, который набивает оскомину всем, кто в течение долгого времени ищет работу. Максимально нейтральный, даже с позитивным заделом на будущее. Унифицированный ответ для тех, кто не желает объяснять, почему соискатель не подходит на должность, но не хочет судебных споров после этого отказа. Цифровая искусственная улыбка, производимая в промышленных масштабах. Торжество риск-менеджмента в сфере подбора персонала.

Однако стандартизированный ответ лучше молчания, а последнее встречается всё чаще. Работодатели просматривают отклик и берут паузу длиной в вечность. Или не просматривают его в целом – ну, не зацепило, бывает.

По данным моего личного исследования, тишина – выбор 50-60% работодателей. И это можно понять – не вступая в коммуникацию, они не берут на себя никаких обязательств. Комар носа не подточит – разговор о потенциальном трудоустройстве ведь даже не начат. А человек надеется. Человек ждёт.

Гораздо интереснее наблюдать за третьей категорией работодателей, ищущих сотрудников, - тех, кто пишет свои ответы. Конечно, первое место в хит-параде ответов занимает короткое «Спасибо за интересен, проявленный к нашей вакансии и нашему проекту в целом. Рассмотреть Вашу кандидатуру на данную позицию не можем» (орфография и пунктуация оригинала сохранены, выделение полужирным – моё). Не можете? Интересно. Крайне интересно. И грустно.

HR расшифровывается как «человеческие ресурсы». На деле так и выходит – складывается впечатление, что именно так воспринимаются живые люди по ту сторону HeadHunter или e-mail – как ресурсы, не более.

Товарищ Сталин говорил, что кадры решают всё. Перефразируя его на более поэтический манер, скажу, что люди решают всё. Только людей нужно воспринимать именно как людей.