На дворе весна, ну как не вспомнить о «прекрасных российских дорогах»? В процессе таяния снега нас ожидает всегда столько сюрпризов. Для автовладельцев всегда актуальна тема возмещения ущерба, причиненного халатностью дорожных служб, отвечающих за содержание дорожного полотна.

Судебная практика по вопросам возмещения ущерба автовладельцам склонялась в большинстве случаев не в пользу водителей.

Судьи вставали на сторону лиц, несущих ответственность за исправность городских дорог со ссылкой на ст. 10.1. ПДД, которая гласит: «Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Таким образом, при решении вопроса о правомерности компенсации вреда, причиненного собственнику автомобиля некачественным дорожным покрытием, во главу угла ставились 2 аргумента:

  1. Соблюдал ли водитель правила ППД.
  2. Насколько дорожное покрытие соответствовало требованием подпункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93. ( 15*60*5)

12.12.2017 года Судебной Коллегией по гражданским делам Верховного суда РФ рассматривалось дело № 84-КГ17-9 о взыскании с администрации г. Великого Новгорода и МБУ "Городское хозяйство" суммы ущерба гр-ну Павленко В.В, причиненного дорожно-транспортным происшествием.

Коротко история рассмотрения дела:

- 1 инстанция исковые требования удовлетворила;
- Апелляционная инстанция решение суда 1 инстанции отменила.
- В кассационном порядке судебная коллегия отправила дело на новое рассмотрение, указав при этом, следующее:

«Таким образом, бремя доказывания отсутствия вины в причинении вреда законом возложено на лицо, этот вред причинившее, в настоящем случае - на МБУ "Городское хозяйство".

Нельзя согласиться со ссылкой суда апелляционной инстанции на положения п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, согласно которому водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Данные Правила утверждены в целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения.

При этом судом установлено, что лицом, ответственным за поддержание дорожного полотна, по которому двигался Павленко В.В., в надлежащем состоянии, которое позволяет безопасное движение по нему с разрешенной скоростью, является МБУ "Городское хозяйство".

Однако сведений о том, что данный ответчик предпринял предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации меры для обозначения опасности при движении по ремонтируемому участку дороги, материалы дела не содержат, судом апелляционной инстанции не добывались и не исследовались.

Вывод: Заявляя о возмещении ущерба, возникающего по причине наличия ям на дороге, необходимо удостовериться в том, что:

- Заявитель (Истец) при движении не нарушал ПДД;
- Заявитель (Истец) предпринял все возможные для себя меры для отсутствия возникновения ущерба;
- Уполномоченное (ответственное) за содержание дороги лицо сделало все возможное для отсутствия возникновения ущерба (в том числе установила знаки, информирующие об опасности;
- Дорожное покрытие соответствует требованиям нормативных актов.

Примечание: ГОСТ Р 50597-93 утрачивает силу с 1 июня 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, утвердившего "ГОСТ Р 50597-2017- «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Автор: Гузанова Наталья
Генеральный директор юридической компании «Северо-Западный Правовой Альянс»
http://szpaspb.ru/