Петербургские депутаты из "Единой России" предлагает запретить рекламу "займов до зарплаты". "Микрофинансисты" против — считают, что это вернет страну в 1990-е.

Андрей Пономарев, генеральный директор компании Webbankir:

В последнее время законодатели проявляют пристальное внимание к рекламе микрофинансовых организаций. На рассмотрении в Госдуме находятся поправки в закон «О рекалме», согласно которым МФО обязаны указывать в рекламе информацию о размере процентной ставки за пользование микрозаймом, его сумме и сроках возврата, а также перечне всех дополнительных расходов заемщика и возможных штрафных санкций. Авторы законопроекта – депутаты ЛДПР – объясняют инициативу заботой о заемщиках, которые, по их мнению, не получают необходимой информации и «неминуемо вводятся в заблуждение относительно своих финансовых возможностей своевременно возвратить заем».

Нечто подобное уже было в банковской сфере, когда в рекламе появились вставки, где мелким шрифтом размещен текст об условиях получения кредита. Вряд ли это принесло пользу потребителям, потому что никто не читает подобные приписки. В конце концов, для этого есть договор и специальный раздел на сайте кредитной организации. А вот для участников рынка стоимость рекламных показов и привлечения новых клиентов растет, что в конечном счете приводит к повышению стоимости услуг.

Депутаты Законодательного собрания Петербурга от "Единой России" пошли еще дальше и в конце февраля предложили внести поправки, вообще запрещающие рекламировать услуги по предоставлению микрозаймов населению. По мнению авторов законопроекта, это снизит доверие к микрофинансовым организациям и защитит граждан, которые сейчас могут “легко без всяких документов и справок взять кредит под заоблачные процентные ставки” и тем самым попасть в финансовую кабалу.

Нетрудно догадаться, что если инициатива будет реализована, под ограничения попадут не какие-то “серые” конторы (они-то благополучно продолжат расклеивать заманчивые объявления на столбах и остановках общественного транспорта), а легальные компании, зарегистрированные в Государственном реестре микрофинансовых организаций Центробанка России.

Хорошо это или плохо, когда представители законодательной власти открыто ставят своею целью “снизить доверие”, то есть дискредитировать официально признанных участников рынка? Доверие к финансовым институтам в России и так не на самом высоком уровне.

Регулярные призывы “прижать" рынок МФО напрямую связаны с проблемой закредитованности населения. Она действительно существует, и ее надо как-то решать. Есть два «но».

Во-первых, надо понимать, что закредитованность является частью более глобальной проблемы — общего падения доходов населения. Если в 2012 году за чертой бедности, по данным Росстата, находились 10,7% россиян, или 15,4 млн человек, то к концу 2017-го — уже 13,7%, или свыше 20 млн. Людям не хватает на самое необходимое. Согласно статистике Верховного суда, в 2017 году было рассмотрено 5,4 млн дел по взысканию долгов за ЖКУ на общую сумму 120 млрд рублей. Это вдвое больше, чем тремя годами ранее.

Во-вторых, роль МФО в бедственном положении россиян сильно преувеличена. Объем микрофинансового рынка оценивается в 300 млрд рублей. Для сравнения, портфель потребкредитов 200 крупнейших банков превышает 10 трлн рублей. Услугами МФО пользуются всего 3-3,5% экономически активных граждан. Именно поэтому легальный рынок столь остро нуждается в продвижении своих услуг.

Конечно, можно запретить рекламу МФО, максимально занизить их процентные ставки и придумать массу других ограничений. Однако все это борьба, скорее, с симптомами, чем с самой болезнью.

С другой стороны, в ответ на внешнее давление многие микрофинансисты любят пугать ростом теневого сектора и возвратом к 90-ым. Это тоже не совсем верно. Такого не будет, потому что нельзя остановить прогресс. Сегодня микрофинансовый рынок совсем не тот, каким был еще три или пять лет назад. В первую очередь, благодаря развитию онлайн-технологий.

Чтобы получить заем, вовсе не обязательно идти в отделение, предъявлять паспорт и справки, общаться с кредитным менеджером... Достаточно лишь иметь устройство с выходом в интернет и банковскую карточку, на которую в течение нескольких минут после оформления заявки поступят деньги. Согласно опросам, почти для 60% наших клиентов это удобство оказывается даже более важным, чем размер начисленных процентов, которые в случае с займами до зарплаты не превышают нескольких тысяч рублей.

В 2017 году объем выдач Webbankir в Санкт-Петербурге увеличился по сравнению с предыдущим годом в 2,2 раза. Еще показательнее, что 40% займов берут жители сельской местности и городов с населением менее 50 тысяч человек. Там практически отсутствует финансовая инфраструктура, и раньше занять деньги до зарплаты можно было либо у сомнительных контор, либо у соседей и знакомых, которые сами могут испытывать похожие затруднения. Еще 4% заемщиков Webbankir — это люди с ограниченными возможностями. Многим из них сложно выходить из дома.

Это те лояльные потребители, которые просто не позволят рынку скатиться назад в 90-е. Если вам нравится сервис, вы продолжите им пользоваться. И угрозы запретить рекламу тут не при чем.