Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик ГК TeleTrade:

В послании Федеральному собранию от 1 марта президент Владимир Путин, говоря о необходимости прорыва в экономике, о потребности роста России темпами выше мировых, поставил и задачу: за 10 лет увеличить ВВП на душу населения в 1,5 раза.

Обсуждать нам с вами, а насколько данная задача в принципе решаема, намного легче, нежели реализовать существенную мультипликацию подушевого ВВП на практике. Прежде всего, уже сама постановка задачи даёт крайне важную мотивацию и работе правительства, и органам власти на местах. Это как с майскими указами президента 2012 года в социальной сфере. Каждый год и не раз смотрели, что удалось, что нет. Убеждались, что реализация сильно отстаёт от задуманных темпов. Так было и до 2014 года, когда нефть в цене не упала, и санкций не было, так было и после. Не все выплаты произошли, не всё сделано, но факт: если бы тех майских указов не было, то результаты в социальной сфере были бы намного скромнее. Не имели бы и того, что есть. Поэтому даже если задача ставится явно с запасом, что называется "на вырост", то всё равно это полезно. Все стремятся достичь максимума, а получают в итоге как минимум больше, чем если б не пытались прыгнуть выше головы.

Теперь о том, реально ли добиться. Не будем упираться сейчас в методики оценки, как считаем, но например ВВП в текущих ценах и в рублях с 2011 по 2014 год вырос с 60,2 трлн руб до 79,2 трлн руб. Если намеренно не брать период после 2014 года, когда рубль рухнул к доллару, и продолжение роста тех же показателей в рублях уже выглядело бы как снижение ВВП в валюте, а рассматривать период более-менее стабильного курса рубля, то за 4 года около 25% прибавки. Значит, если предполагать, что Россия войдёт в ближайшие 10 лет в некий период достаточно стабильного развития, но население будет прирастать намного медленнее, чем ВВП, то и показатели на душу населения по ВВП в текущих ценах вырасти в 1,5 раза вполне способны. Если же брать ВВП в так называемых постоянных ценах, то с 2004 по 2008 год прибавка ВВП была тоже была почти 33%, но с 2011 по 2014 г рост ВВП в постоянных ценах был куда скромнее: только 6,4% с 60,28 трлн руб по 64,07 трлн руб. Все данные Росстата. 

Но отбросим эту математическую казуистику. Ведь ясно, что вопрос вообще не в этом. И если подушевой ВВП при любых разумных методиках подсчёта вырастет на самом деле в полтора раза, то ясно, что жизнь населения страны существенно улучшится. Вопрос, как этого добиться, что же нужно делать? Президент и в самом послании обозначил приоритеты.

1) Несырьевой экспорт. Рост здесь уже происходит, доля в общем экспорте доходит по разным оценкам до 28-35%. Благодаря инициативам и бизнеса, и прежде всего структур РЭЦ (Российского экспортного центра). Не просто льготы для компаний, выпускающих интересную в плане экспорта продукцию, но их буквально "пасут" как нянька ребёнка, помогая находить зарубежных заказчиков, кредитуя в ряде случаев под обеспечение государства самих этих заказчиков, чтобы им было выгоднее покупать именно у российского поставщика, кредитуя сами предприятия-экспортёры. И малые поставки до 1 млн руб, и большие. Но нужно ещё шире. Региональным властям стимулировать банки на долевое участие в перспективных проектах, например.

2) Модификация налоговой системы, стимулирующей рост. Многие увидели в этом тему подъёма налогов для предприятий, но скорее всего речь идёт о переносе акцентов: облагать прибыль, продажи, но не само существование предприятия. Освободить от лишней нагрузки фонд зарплаты, капиталовложения. Брать налоги можно строже, но с реально полученной прибыли. Если это стартап, либо полуубыточное предприятие, то на этапе создания, модернизации - давать доходам расти, и только потом собирать что-то существенное в казну. Региональные власти призваны не просто стимулировать, а участвовать в планировании производств, задействовать планово-рыночные механизмы, как в Китае, определяя заранее список приоритетных направлений. Федеральным решением - максимально помогать, освобождая полностью от налогов, делая льготы на аренду и другие - всем компаниям, готовым по приоритетным для региона направлениям работать.  

3) Пространственное развитие городов, инфраструктуры. Страна должна превратиться в гигантский транспортный хаб с наземными и морскими путями для транспортировки грузов Азией-Европа, иметь с этого большой доход. Нечего стесняться. Понятно, что роль перевалочного пункта вроде бы не самая почётная, но географически так сложилось, что мы посередине всех путей, и этот плюс надо использовать. Повышать конкурентоспособность и уникальность своих товаров - дело времени, вести скоростной качественный транзит товаров через свою территорию можно и сейчас, и вечно. 

4) Снятие административных барьеров. Физические проверки - исключение, больше удалённого контроля, в прошлое должны уйти моменты применения к бизнесу уголовного кодекса для давления, отъёма бизнеса. К минимуму свестись вообще всё остальное, что мешает. Тема вечная, упирается в кадры, в коррупционные моменты, поэтому очень проблемная. но и здесь может что-то двигаться, если будет больше прозрачной информационной среды.

Если по каждому из направлений будет активность, то будет нам "и белка, и свисток", и рост подушевого ВВП в 1,5 раза. Разумеется, торговля нефтью и вообще ресурсами ещё долго будет оставаться нашим "коньком", будет вытягивать и ВВП, и социалку. Хорошо, что эти ресурсы у России есть. Как есть и новые технологии, которые внедряются и в сырьевые сферы. Цены на нефть сейчас как раз достаточно высокие, чтоб сырьевой сектор продолжал давать доход, но не настолько высокие, чтобы деньги тормозились только там: есть стимулы к движению вширь и другими путями. И удивительные разработки в сфере вооружений, которые показал Путин, говорят о серьёзности научных, конструкторских разработок. Об уникальных решениях, которые могут конвертироваться в гражданские производства. Спрос не только на оружие, но и на технологическое сотрудничество с Россией, уверен, после такого послания только вырастет. А это залог того, что и связка инвестиций с новыми технологиями постепенно выйдет на новый уровень.