Профессиональный рост и карьерный успех в зарубежных компаниях напрямую связан не только с вашими компетенциями и опытом, но и с cultural fit (соответствие корпоративной культуре). Даже на этапе собеседований и консультаций с рекрутерами это может стать причиной для отказа. Владелец компании “Русская Америка”, которая уже несколько лет занимается социальной адаптацией иммигрантов с постсоветского пространства, Юрий Моша рассказал об основных отличиях между корпоративной культурой в России и США. И это не только пресловутое американское дружелюбие или российская сердечность. Понимание этих отличий поможет вам адаптироваться к новой профессиональной среде и избежать некорректных ситуаций, которые могут стоить вам работы.

Индивидуализм и коллективизм. Единицей измерения российской корпоративной культуры является коллектив, команда, в США - отдельно взятый специалист. Это выражается буквально во всем: начиная с того, что в российских компаниях широко распространена практика конформизма в угоду большинства. И этим обосновывают как положительные, так и ошибочные практики. В то время как в американской компании ты просто обязан иметь свою собственную точку зрения, защищать ее и обосновывать. Руководители компаний в США, призывая сотрудников работать эффективно, взывают не к группе и ее сплочению, а к каждой отдельной личности. Например, на стенах каждого офиса корпорации Microsoft висит лозунг: "Думай!". В компании General Electric управляющий компании оставлял все свои дела, если любой из торговых агентов звонил ему по специальному номеру телефона, чтобы сообщить об удачной сделке. В тоже время в российских корпорациях максимально поощряется коллективная ответственность за результат, руководители стараются объединить сообщество профессионалом в единый организм, вплоть до ощущения “второй семьи”. Это касается и обучения: если в российских компаниях широко распространена практика кураторства или наставничества, когда в первые месяцы или недели работы новичка закрепляют за опытным сотрудником, который должен максимально ввести его в курс дела, и подстраховать на случай ошибок и промахов. То в американский реальности специалисту просто предоставляют условия для работы и ставят задачи. Дальше все вопросы и уточнения он задает сам, сам выясняет все, что ему осталось непонятным в поставленных задачах, поскольку это только его ответственность.

Work-life balance. Начиная с бурных 90х годов, в российских компаниях переработки считаются признаком преданности и лояльности сотрудника. Уйти с работы, даже если вы решили поставленные задачи, если остальные специалисты отдела или всей фирмы еще работают, считается буквально неприличным (причины читайте абзацем выше). Никто не удивляется, если начальник звонит или пишет глубоким вечером или на выходные, а в отпусках зачастую включаются в проекты, которыми заняты коллеги в офисе. Вместе с тем американцы, хотя и славятся своей работоспособностью, умеют разделять рабочее и личное время, и очень ценят последнее. Работа сверх оговоренного в контракте рабочего времени не приветствуется по двум причинам - прежде всего, потому что компании приходится его оплачивать, и кроме того, такие переработки приводят к выгоранию специалиста, а значит снижению его ценности. Безусловно, существуют позиции, на которых профессионалы работают ненормированный рабочий день, но в данном случае речь идет о ТОП-менеджерах, в то время, как в России, чем выше позиция сотрудника, тем в большей мере он сам определяет свой график работы.

Этика и личные границы. Коллективистская ментальность российских компаний (опять же читайте пункт 1) выражается в том числе и в том, что достаточно быстро сотрудники начинают знать друг о друге практически все: от уровня доходов до дней рождения родственников. Кто где отдыхал, кто чем болен, кто кому симпатизирует - это самые распространенные темы обсуждения в курилках и возле кофейных автоматов. С одной стороны, это безусловно обеспечивает эмоциональную поддержку и включенность, что вообще свойственно для российского менталитета. С другой стороны, интриги, сплетни, слухи, обсуждения за спиной, козни - неотъемлемая часть жизни компании, и ваше выживание и рост непосредственно связаны с вашими умениями им противостоять. Если же с этой точки зрения оценить американские компании, то нужно отметить, что американцы очень редко сплетничают и обсуждают за спиной своих коллег или даже босса. Никогда не перекладывают свою вину на других и не пытаются найти козла отпущения, если что-то пошло не так. Здесь не принято публично отчитывать, угрожать увольнением. Все друг с другом nice, пришли, поработали, ушли и забыли о работе до 9 утра. Темы для разговоров на работе максимально безличные - кухня, погода, телешоу, спорт, ну и конечно сама по себе работа. Отдельно стоит отметить умение американцев терпеливо слушать, даже если вы ниже их по должностной лестнице и менее опытны. 

Доверяй или проверяй. В Америке доверяют вам до тех пор, пока вы не доказали обратное. Это касается и работы, и личных аспектов. Нанимая вас на работу в американскую компанию, работодатель изначально подразумевает, что вы будете ее делать качественно и эффективно, и не нуждаетесь в мелочном контроле. Оценку вашей работе поставят по итогам промежуточных результатов, сверяя их с поставленными КПИ. Никто не будет заглядывать в ваш компьютер или в документы, все ли правильно вы делаете, и не пьете ли чай в рабочее время. В тоже время в российских компаниях, и вина тут наверное не только руководителей, но и самих сотрудников, изначально подразумевается, что работник нанимается, чтобы деньги получать, а работу не делать. Особенно это проявляется, когда речь заходит об удаленной работе, которая сейчас в тренде по всему миру. С одной стороны, российские компании с удовольствием пользуются всеми плюсами удаленной работы - и экономия на офисных расходах, и привлечение специалистов без территориальных ограничений. Но с другой стороны, главный довод, почему руководители крупных компаний не хотят нанимать удаленных сотрудников, заключается в следующем: “Когда я их не вижу перед глазами, они же ничего не будут делать!” Подразумевается, что российский работодатель изначально подразумевает, что сотрудник будет работать плохо, и ему еще придется доказать обратное. 

Это далеко не исчерпывающий список отличий между корпоративными культурами двух стран, даже не десятая часть таких отличий. Наверняка, если вы решите попробовать свои силы на рынке вакансий в США, вы сможете его дополнить и своими наблюдениями.