От мечты к мечте, или Что такое идеальный социум в глазах философа начала XXI века. Рецензия на книгу Рутгера Брегмана «Утопия для реалистов: Как построить идеальный мир».

Ирина Кенюхова, Директор департамента внутренних и внешних коммуникаций  BIOCAD:

Многие из нас хоть раз, да и задумывались над тем, в каком мире мы живем и куда все это движется. Настоящее, несмотря на всю его статичность и технологичность, все же представляется неким болотом потребления, неустойчивой скользкой и однообразной поверхностью, для которой нет ни карт, ни компаса. Она вроде бы и дает опору, но в то же время заставляет постоянно оглядываться и всматриваться вдаль в поисках каких ориентиров, которые задали бы хоть какой-то определенный вектор движения хоть к чему-то, отличному от новой покупки. Знакомое чувство, не правда ли?

Новая книга видного европейского исследователя и философа Рутгера Брегмана представляется мне попыткой обрести твердую почву под ногами. Автор следует традиции утопистов – пытается вообразить и описать идеальный (или неидеальный, как у антиутопистов) мир будущего. Но, в отличие от таких грандов жанра, как Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джордж Оруэлл, наш современник Брегман сначала ищет отправную точку. И правильно: ведь если мы говорим о светлом будущем, нужно же как-то отличить его от вроде бы тоже неплохого настоящего. По мнению Рутгера Брегмана, мы пребываем в некоем переходном состоянии. Современное общество достигло идеалов средневековых утопистов. Действительно, у людей есть крыша над головой, еда, вода, эффективные лекарства, автомобили, всевозможные гаджеты, делающие жизнь проще и комфортнее. Житель, допустим, Англии или Голландии 15 века, об этом мог только мечтать – а у нас вот оно, все под рукой.

Казалось бы, живи да радуйся. Но, считает Рутгер Брегман, вселенский закон сохранения материи и цикличности действует и тут: как только мы достигаем вершины и счастья, мы немедленно начинаем сползать в яму и испытывать несчастье. Для нас, землян XXI века, этими ямами являются скука и потеря смысла жизни. Действительно, нельзя не согласиться с Брегманом, что весь смысл нашего существования свелся к беличьему бегу по кругу «заработал – потратил»: «Индустрия рекламы призывает нас тратить деньги, которых у нас нет, на ненужный нам хлам для того, чтобы впечатлить людей, которых мы терпеть не можем». Вряд ли это можно назвать счастьем и идеальным мироустройством с точки зрения человеческой личности, категоричен в своих выводах автор.

Из этого круга надо выходить, и Брегман предлагает свой способ. Он прост и интуитивно понятен каждому: мы должны заниматься теми делами, которые наиболее важны для нас, нашего развития и развития общества. Но в современной модели мироустройства сделать это очень сложно: мешают бедность, отсутствие времени, неравенство и ориентация не на созидание, а на материальную выгоду.

В своей книге Брегман предлагает и методы устранения этих препятствий. Они не новы: в истории все это уже не раз происходило. Автор приводит поразительное количество примеров, доказывающих его точку зрения – это интереснейшие исследования, результаты социальных экспериментов, о которых я лично, например, либо никогда не слышала, либо слышала лишь краем уха.

Методы борьбы с бедностью давно известны: нужно перераспределить деньги таким образом, чтобы каждый сегодняшний бедняк независимо ни от чего получал бы некую сумму базового дохода. Это позволяло бы ему вырваться из капкана мыслей о ежедневном выживании и заняться более полезными для будущего вещами. Вообще, утверждает Брегман, и подтверждает свои выводы экономическими выкладками, развитые страны, если бы хотели, могли бы уже сегодня в одночасье покончить с бедностью: для этого они достаточно богаты.

Высвободить время на саморазвитие еще проще – нужно сократить рабочую неделю. Сложнее обстоят дела с определением приоритетов счастливого будущего, в котором мы уйдем от приспособления и предвосхищения к управлению и созиданию. Краеугольный камень этого - изменение отношения к учителям и подхода к образованию. Эти сферы должны перейти из «обслуживающих» в «созидательные», ведь именно они определяют менталитет и устремления наших детей – тех, кто и будет создавать идеальный мир будущего.

В реальной жизни не так просто сократить рабочую неделю, но все же уроки из идеальной жизни нужно извлекать, выделяя регулярное время для развития своих духовных, личностных и профессиональных качеств. В какой-то мере BIOCAD реализует идеи Брегмана, когда учреждает стипендии для талантливых студентов, тем самым поощряя их не думать о деньгах, а реализовывать свой потенциал, посвящая время образованию и самовоспитанию. Или когда тратит деньги на посещения сотрудников интересных научных конференций, выставок, на доступ к электронным библиотекам, на занятия в спортзале. Мы уже увидели, что могут дать инвестиции в человеческий капитал, осталось наш опыт масштабировать на всю страну.

Труд Рутгера Брегмана, безусловно, заслуживает полученного им звания «мировой бестселлер». Это очень оптимистическая и в то же время реалистическая история, своего рода учебник по достижению светлого будущего. Читая «Утопию для реалистов», проникаешься твердым убеждением, что все мечты человечества – да и твои личные тоже - о свободе и творчестве, очень даже воплотимы!