Россия должна стать не только одним из ключевых логистических узлов планеты, но и одним из центров хранения больших данных, заявил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию.

Павел Боровков, компания "Партнеры и Боровков":

Из ключевых наблюдений – чтобы быть «чего-то мира» (например, логистическим узлом), нельзя с миром ссориться. Иначе, почему мир доверит нам свою логистику? Отсюда - непонятно даже не то, как технически Россия стала бы таким узлом, а как она выйдет ради этого из сложившейся напряжённой ситуации.

Далее подумаем немного о составляющих высказанного намерения.

Биг дата… Россия последнее время закрывается в информационном пространстве от остального мира. То есть, чьи данные мы будем хранить? Если зарубежные (корректнее уже говорить «транснациональные»), то почему нам их передадут на хранение, если мы сами проводим ограничительную политику в области информации? Если же свои, то интересно – какие? И в чём тут «логистика»? Мы и так исторически храним все свои данные у себя.

Увеличение мощности морских портов. Тут уже целый клубок противоречий.

Во-первых, мощность эта достигается (если верить цифрам о таком приросте из официальной статистки) ресурсодобывающим характером всей экономики. Мы же не товары с высокой добавленной стоимостью производим и экспортируем по морю. Мы вывозим нефтепродукты, лес, металлы и т.п. Получается, мы будем ещё активнее распродавать свои ресурсы? Это как-то стратегически нехорошо.

Во-вторых, санкции и импортозамещение. Мы, рассуждая логически, сейчас меньше завозим извне и стараемся сделать, что возможно, внутри. Следовательно, фактор импорта не поможет росту загрузки портов. Или мы откажемся от санкций? Ещё бы и в нашу сторону отказались…

И, наконец, техническая база. Морские порты существуют в неразрывной связи с речной транспортной системой. Особенно в стране с таким географическим раскладом, как Россия. Но вот только система «Река – Море» за последние лет 30 пришла в совсем плачевной состояние: флот очень старый, практически списанный. С речными портами не лучше, мягко скажем, ситуация. И если в морских портах можно наращивать грузооборот за счёт судов под флагами других стран, то внутри у нас ходят российские корабли. Со всеми обозначенными выше проблемами.

Отсюда – всё это похоже на установку из известного анекдота про консультантов: «Мыши, станьте ежами!». Очень хочется, как тем мышам, разобраться: «А как же нам ими стать?!»