Константин Гриневич, генеральный директор логистической компании «Глогос проект»:

Несмотря на то, что сейчас рынок труда перезаполнен соискателями на логистические должности, выбирать специалистов на замещение имеющихся должностей не из кого. Мы тратим деньги на рекламные объявления, рекрутинг, а взамен получаем пачки резюме от линейного персонала – людей, способных лишь отслеживать движение грузов, заполнять декларации и худо-бедно вести документооборот. В то время как бизнесу требуются профессионалы совсем другого уровня компетенций. Не так просто найти логиста, обладающего техническими знаниями, умеющего управлять логистикой как проектом, при этом наделенного талантом коммуникатора.

Из-за чего так происходит? С девальвацией рубля и введением санкций многие проекты были заморожены, грузопотоки сокращены, что, безусловно, не могло не отразиться на трудоустройстве логистического штата. В первую очередь сокращали обслуживающий персонал, функции которого сводились к перекладыванию бумаг, при том, что многие из них мнили себя логистами. В докризисные времена их месячные оклады выросли до заоблачных 70-85 тысяч рублей, сейчас многие из них готовы работать за 40-45 тысяч.

Пласт таких специалистов, часто безработных или работающих не по профилю, продолжают пополнять выпускники вузов, имеющие общее представление о логистике, документообороте, но не получивших практических знаний. Как правило, они немного знают географию, могут подготовить презентацию или заявку, знакомы с коммерческим блоком дисциплин, но совершенно не отягощены ни техническими знаниями, ни навыками управления проектами. Этому учат, как правило, в MBA, но люди с таким дипломом хотят управлять заводами и компаниями, но не логистикой, а ведь это тоже проект.

Вместо того, чтобы отправлять ребят на пароходы, показывать, что влияет на устойчивость креплений груза, в вузах им в лучшем случае дают азы сопромата. Остальное, кому повезет, получают уже в ходе практической деятельности, и то только самые настырные и любопытные, готовые погружаться в проблему, задавать вопросы, пробовать и ошибаться. Логистика – это не история не о том, как из точки А добраться в точку Б, это управление потоками грузов, денег и документов. Следовательно, хороший логист должен еще знать налогообложение, экспортное законодательство и таможенное оформление.

Исследования НИУ ВШЭ также показывают, что специалистам-логистам сегодня не хватает комплексного подхода к управлению транспортными потоками, организации цепей поставок и обеспечению складской логистики. Пробелы в знаниях идут с университетской скамьи: в вузах не учат управлять фурами, размещать груз на палубе контейнеровоза, работать с современными IT-технологиями.

Самая сложное – это отобрать из вала резюме способных и мотивированных к обучению кандидатов. Самый лучший возраст для логиста – 35-45 лет. С одной стороны, к этим годам соискатели набирают профессиональный и жизненный опыт, при этом они достаточно молоды, чтобы чувствовать себя в цифровом мире как дома, воспринимать новые знания, в то же время они успели набрать достаточную массу знаний и навыков, чтобы быстро адаптироваться в новых условиях. Кроме того, для нас важно знание английского. На собеседовании многие утверждают, что говорят по-английски, на самом деле, в объеме, достаточном для ведения переговоров, владеют языком единицы. И наконец, мы даем практическое задание: данные о грузе, чертежи, просим рассказать, как человек довезет его из Италии, скажем, в Новгород. Даже если человек не знает каких-то деталей, связанных с документами и денежным потоком, но знает общие принципы работы и проявит себя как коммуникатор, мы его пригласим на работу, и помощников дадим, если увидим, что он способен думать в ключе решения задачи.

Напомним, что по данным исследования рекрутингового агентства Antal Russia, 32% занятых в сфере логистики и транспорта отметили, что их зарплата в 2017 году выросла, а еще 62% заявили, что уровень их доходов остался прежним. Средний минимум зарплат руководителей отдела логистики в 2017 году увеличился на 12,5% до 180 тыс. рублей в месяц. Уровень компенсации специалиста отдела логистики  повысился на 28,7% - до 90 тыс. рублей, а вознаграждение менеджера отдела логистики осталось на уровне 2016 года и составляет около 120 тыс. рублей в месяц. В Петербурге, по мнению экспертов, зарплаты выросли на 15% по сравнению с прошлым годом, но докризисного уровня не достигли. Таким образом, руководитель отдела может претендовать в Петербурге на оклад в 120 тысяч рублей, менеджер – на 100 тысяч, специалист должен быть удовлетворен ежемесячным доходом в 70 тысяч рублей.