На днях все средства массовой информации освещали разъяснения Минфина РФ по вопросу налогообложения хозяйственных построек на дачных и садовых участках и, непроизвольно воспринималось, что нам «пожаловали некие льготы».

Новости, которые опубликовал Минфин положительные: налоги «драть» не будут за сараи, бани и теплицы. Такие разъяснения не могут не радовать, поскольку еще в мае 2017 года ведомство давало разъяснения, которые нельзя было похвалить за ясность и однозначность изложения позиции.

Я решила углубиться в изучение данного вопроса и вот к какому выводу пришла:
Оснований для начисления налога на имущество с расположенных на участках хозпостроек, право собственности, на которые не зарегистрировано в установленном порядке (в Росреестре) просто нет.

Обратимся к первоисточнику:

Налог на имущество у физического лица можно взимать при наличии условии, что физическое лицо, обладает правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Об этом четко написано в ст. 400 НК РФ. К имуществу, которое является объектом налогообложения, относятся (ст. 401 НК РФ) иные здания, строения, сооружения, помещения.

Разберем термины и определения:

Термин «здания» содержится в пп. 6 п. 2 ст. 2 Закона РФ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" – далее «Закон» - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

«Сооружение» - согласно пп. 23 п. 2 ст. 2 Закона - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Понятие "строение" не имеет самостоятельной смысловой нагрузки, и как правило, это понятие используется для обозначения зданий и сооружений одним словом. В настоящее время понятие "строение" исчезло из перечня объектов недвижимого имущества ст. 130 ГК РФ.

«Помещение». В разных нормативных актах встречается разные термины помещений (в зависимости от вида: жилое, нежилое, подсобное, техническое). Но из анализа всех определений следует, что помещение – часть объекта недвижимости. Помещение- вторичный объект недвижимости.

Из вышеперечисленного следует, что объектами налогообложения, указанными в ст. 401 НК РФ являются объекты недвижимости. Хозяйственные строения могут быть признаны объектами недвижимости, а могут и не быть ими. Понятие объекта недвижимости также раскрывается законодательно. К недвижимым вещам относятся: земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. Таким образом недвижимые объекты – это объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно ( ст. 130 ГК РФ). Таким образом, бани, сараи и прочие вспомогательные постройки могут иметь и некапитальный характер, а следовательно, не иметь статуса объекта недвижимости, а следовательно не подпадать под требования закона «О регистрации прав на недвижимое имущество» и требования Налогового кодекса.

Более того, термин «хозяйственная постройка», «хозяйственное строение» для целей налогообложений не определен вообще. Именно на этом основании хозпостройки не подлежат налогообложению. Кстати сказать, разъяснения Министерства финансов РФ, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. (Письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 "О формировании единой правоприменительной практики").

Автор: Наталья Гузанова

Генеральный директор Юридической компании "Северо-Западный Правовой Альянс"

http://szpaspb.ru/