Налоговые льготы на прибыль от сделок с цифровыми финансовыми активами, увеличение в 10 раз – с 50 000 до 500 000 руб. – максимальной суммы вложений для неквалифицированных инвесторов, отмена ограничений на инвестиции в токены, выпущенные в России, для нерезидентов – такие предложения к законопроекту «О цифровых финансовых активах» одобрили на совещании в Минэкономразвития 27 февраля участники рабочей группы по направлению «Нормативное регулирование» цифровой экономики, сообщил «Ведомостям» представитель АНО «Цифровая экономика».

Дмитрий Никифоров, CEO, co-founder QUPPY:

Ключевая задача разработчиков законопроекта ясна — речь идет о попытках государства хоть как-то регулировать крипторынок. Этой задачей в России сейчас озабочены три ключевых ведомства - Минфин, Минэконом и ЦБ РФ. Несмотря на разные подходы, каждое из ведомств ориентировано на превращение стихийного рынка, во-первых, в сколько-нибудь оцениваемый, во-вторых, в регулируемый и, в-третьих и самых главных, в налогооблагаемый. Проблема в том, что крипторынок изначально формировался на стремлении избавится от регулирующего контроля со стороны государств и со стороны банковской системы.

Криптовалюта создавалась как независимый инструмент оплаты — независимый в первую очередь от государственного контроля и государственных границ, получаемый сложным, но абсолютно прозрачным способом. Кроме того, использование криптовалюты как средства платежа — возможность обойтись без дополнительных банковских поборов в виде комиссий и скрытых платежей. По мере того, как рынок криптовалюты становится всё больше и по уровню сделок уже сопоставим с биржевыми сделками, вполне ожидаемо, что его будут пытаться регулировать. Сейчас криптоинвесторы вовсе исключены из налогового поля. Получая доход, они вынуждены пользоваться серыми — законными, но не вполне относящимися именно к крипте, — схемами для перевода средств из реальных валют в криптоинвестиции и обратно. Блокчейн дает возможность быть исключенным из налогообложения. Государство стремится это изменить. Не уверен, что налоговые послабления и амнистии для майнеров и инвесторов могут стать реальным основанием для полного раскрытия своих криптотранзакций. Но активность государства в данном направлении будет только нарастать.

Николай Колдыркаев, компания «Информационные системы и аутсорсинг»:

Россия имеет все шансы стать привлекательной юрисдикцией для криптоинвесторов со всего мира, если не будет спешить с ограничительными и запретительными мерами. Об этом говорили на профильной сессии Российского международного форума в Сочи. По мнению руководителя рабочей группы Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценкам рисков оборота криптовалюты, Элины Сидоренко на сегодняшний день ни один из предложенных законопроектов (ЦБ, Минфина, Минкомсвязи, РАКИБ) не доживет до третьего чтения, потому, что не определяет три главных для закона параметра: права, обязанности и ответственность участников крипторынка.

Поэтому поправки, которые предложил Минэкономразвития в закон Минфина «о Цифровых финансовых активах" в части налоговых льгот и ограничений для неквалифицированных инвесторов, это в принципе не то, что требуется от данного закона. Да, всем очевидно, что законодательство должно быть максимально лояльным, а фискальные обременения - минимальными. Но почему же тогда каждое ведомство предлагает законопроект, который мало того, что не вписывается в эту концепцию, так еще и не соответствует базовым принципам законотворчества? Да потому, что ведомства даже не стесняются прописывать в законопроектах ограничения и нормы, защищающие их собственные интересы, заявляя при этом, что это будет благом для всех участников рынка. Не будет! Более того, даже если предположить, что будет принят закон с рядом ограничительных мер, то это будет дверь в чистом поле с надписью «Криптоинвесторам сюда». И эту дверь будет легко обойти, просто выбрав другую юрисдикцию. Законы, направленные на регулирование нерегулируемого - обречены на провал, даже в случае их принятия. А вот законы, определяющие общие правила игры, фиксирующие те границы легитимности, которые выработал рынок, вместе с развитием юридической практики помогут избавить рынок криптоинвестиций от недобросовестных игроков.

Артем Кольцов, Основатель проекта Casper, глава экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при ГосДуме РФ:

Я крайне рад, что такая здравая инициатива поступила. Необходимость законодательства по цифровой экономике очевидна, так как отрасль развивается стремительнейшими темпами. Все, что предложено рабочей группой очень разумно. То, что неквалифицированные инвесторы смогут инвестировать до 500 000 рублей, уже больше гармонирует с концепцией краудфандинга в целом. Налоговые льготы должны простимулировать активность граждан России и их участие в краудфандинге, и в изучении процесса ICO. Для России это весьма новый способ привлечения инвестиций, который точно откроет новые горизонты бизнесу. Отличная, грамотная идея не ограничивать никаким образом иностранных резидентов. Это стимулирует приток иностранных капиталов в экономику нашей страны. Чудесно будет, если данная концепция возобладает над тем жестким законопроектом, предложенным Минфином и Минсвязи. Я в свою очередь, еще очень жду доработок по майнингу, и надеюсь, что инициативы нашего экспертного совета также будут услышаны и учтены в законопроекте.

Александр Китченко, RLN Today:

Любые ограничения, накладываемые на инвестирование в ICO-проекты — это попытка контролировать граждан. Количество средств, которые каждый из нас может вкладывать в токены — личное дело каждого человека. При этом стоит помнить, что речь идет именно об инвестировании, причем с высокой степенью риска, и около 90% ICO закончатся крахом и вложенные в такие проекты средства вероятнее всего пропадут, поэтому единственное правило, актуальное для любого инвестора, не требует наличия специального закона. Это правило «не вкладывай больше, чем можешь позволить себе потерять».

Порога же в 50 или 500 тысяч существовать просто не должно, равно как и разделения на «неквалифицированных» и «квалифицированных» инвесторов — это не способствует развитию рынка. Сами ICO не должны регулироваться государством, их регулированием может вполне успешно заниматься само криптовалютное сообщество, от государства достаточно просто введения в юридическую практику соответствующих терминов и дефиниций. В противном случае люди, которые располагают средствами, достаточными для вложения в проекты, будут искать и находить лазейки для обхода ограничений, скажем, через другие юрисдикции — например, через ту же Республику Беларусь. В текущем варианте существующее предложение скорее усложняет жизнь инвестора, чем упрощает.