Виктор Орловский – управляющий партнер компании FortRoss Ventures:

Часто ли вы видите людей, радующихся неудачам? В русской традиции, если ты допустил ошибку, необходимо провести разбор полета, а если это сотрудник, то руководители придерживаются мнения: уволить или наказать такого сотрудника и  не доверять ему больших и сложных проектов.

«We love failures» – в майках с таким слоганом можно увидеть представителей разных компаний в Долине: от небольших стартапов до гигантов, таких как Google. В проектах Google X  принято праздновать неудачи и провалы. Люди, участвующие в неуспешном проекте, получают свои бонусы и отправляются на отдых, чтобы с новыми силами вернуться на работу.

Что это? Дань моде? Признание собственной беспомощности?

В Долине, если  Вы предприниматель, имеющий опыт  реализации неуспешных проектов, то Вам с большей вероятностью дадут денег, чем, если бы Вы не имели никакого опыта.

В этой логике скрыто много рациональной мудрости, я бы даже сказал, неизбежной для возникновения и развития среды, которая так восхищает людей,  приезжающих  в Долину. Неважно, сотрудник ли Вы или неудачный предприниматель в корпорации, проваливший важный проект, ценность Вашей ошибки для общего дела и прогресса экосистемы очень велика.

Почему в Долине так ценятся ошибки?

  • Совершение ошибки – это поощрение инициативы

Основная масса сотрудников не проявляет инициативу на создание чего-то нового. Исторически в среде homo sapience получали преимущество те, кто сливался с общей массой и не высовывался. Приверженность человеческого общества к рутине и ритуалу, повторении изо дня в день заведенных традиций гарантировало этому обществу продолжение его существования как вида. Именно в этом скрыта природа без инициативности большинства людей. Я думаю, что в будущем ученые найдут ген «инициативы» и «риска». А инициативных и делающих что-то не так общество изгоняло или убивало, чтобы они не создавали угроз для остальных: такова была цена ошибки каждого члена общества, так что стратегия в целом себя оправдывала. И только в редких случаях изгнанный оказывался прав.

Так вот, людей умеющих и желающих совершить ошибку сегодня в мире очень мало. Эти люди являются дефицитным ресурсом.

В современных компаниях прогресс зависит именно от таких людей: кто не боится взять на себя ответственность и рискнуть сделать изменения или начать создавать что-то новое. И заранее известно, что статистика достижений и провалов совсем не в пользу этих людей.

Если вы будете увольнять таких людей, то их будут немедленно подбирать конкуренты.

  • Накапливаемый опыт

Если предприниматель или сотрудник сделал ошибку, то значит, он научился чему-то важному. И вряд ли он совершит такую ошибку в следующий раз.  Люди редко учатся по книгам и чужому опыту. Каждому необходимо приобрести собственный опыт и частота, с которой вы совершаете ошибки, прямо пропорциональна накапливаемому опыту. Именно поэтому совершение ошибок стоит поощрять. Празднование  ошибки – это хороший опыт для создания чего-то нового. 

  • Упорство в достижении цели – это важное качество

Человек, попробовавший что-то новое и совершивший ошибку, испытывает рефлексию по этому поводу. Совершенно необязательно такого человека корить или наказывать за совершенную ошибку. Обычно провал более понятен и неприятен ответственному за него, чем кому-либо еще. Просить себя принять поражение и начать все делать заново, учитывая свои ошибки и учась на них – это показатель волевых качеств и устойчивости к стрессу. 

Вот почему провалы и поражения так важны и именно поэтому им стоит радоваться. И вполне рационально, если руководитель организации будет поддерживать сотрудника такими словами: «Ты молодец, что попробовал. Не получилось ничего страшного. Отдохни немного и давай пробовать снова».