Image result for bill gates and warren buffett

Постом ранее был затронут вопрос влияния эффектного CEO компании на ее рыночные показатели и если копнуть глубже, то станет очевидно, что дело не только авторитетном лидере или перспективности самих инвестиций, а в иррациональности всех участников рынка. 

Компания Маска, пожалуй, вбила последний гвоздь в гроб теории эффективного рынка – гипотезы предполагающей, что вся имеющаяся информация общедоступна и моментально отражается в стоимости ценных бумаг, тем самым не давая обыграть рынок. Может быть, в краткосрочной перспективе Tesla и коррелирует с теорией, так как за ростом следует очередной отскок после публикации нового квартального отсчёта, однако, в долгосрочной – полная противоположность, подогреваемая завышенными ожиданиями инвесторов. К слову, тенденциозность свойственна фондовым рынкам не первое десятилетие. Еще в 1985 г. пионер поведенческой экономики Ричард Талер сравнил 35 «лучших» и «худших» акций NYSE, выяснив, что на деле эффективность первых находится ниже рыночного индекса, а вторых – выше. Однако, эмоциональные реакции на слишком «хорошие» и «плохие» новости в отношении бумаг искажали цены.   

Самое любопытно, что подобные рыночные противоречия не являются исключениями из правил. Представление неоклассиков о рациональном поведении экономических агентов устарели и, несмотря на активные разработки моделей принятия решений во второй половине XX века, без психологического аспекта на сегодняшний день не обойтись. Первыми, кто попытался обосновать принятие решений с эмоциональной точки зрения, были Амоc Тверски и Даниэль Канеман в 1973 г. В дальнейшем многие исследователи касались данной тематики и, наконец, Ричард Талер систематизировал знания в «Поведенческую экономику». Данная наука наравне с другими дисциплинами должна браться за основу для понимания современных рынков, так как избыточный поток данных и внешних воздействий заставляют людей действовать против экономической логики – инвестировать в компании основываясь на эмоциях («горячие» состояния) и недооценивать вероятность крахов и пузырей («Эффект предубеждений»).

Технологическое и информационное развитие финансовых рынков превратило их в настоящий Дикий Запад, на котором «стреляют» ото всюду: теперь показатели формируют не только квартальные отчеты, инвестиции и прогнозы, но и посты в социальных сетях, этичность рекламных кампаний, нравственность поведения CEO. Акции стали очень зависимы от хайпа и популизма, а увеличение «длинного хвоста» непрофессиональных трейдеров лишь дестабилизирует ситуацию. Даже при наличии маркет-мэйкеров и других регуляторов на цивилизованных рынках, предубеждения толпы никуда не деваются, и производные «эффекта Баффета» становятся все более распространенным явлением – люди скорее послушают «лидера мнений», нежели проанализирует ситуацию сами. Экономические последствия волны обвинений в домогательствах, эйфория по блокчейну и пример биткоина наглядно подтверждает всю экономическую алогичность поведения масс и свидетельствуют о том, что правила игры изменились, и на первое место вышла психология.

На сегодняшний день цены можно обвалить одним постом в Facebook, а Биллу Гейтсу достаточно  позвонить своему другу Уоррену Баффету и попросить негативно высказаться о том или ином продукте, попутно заняв короткую позицию. Поэтому, торгуйте внимательно и при формировании стратегии учитывайте не только фундаментальный или технический анализ, но и инсайдерские риски, а также окружающую актив полемику, ведь нынче заглянуть в твиттер бывает полезнее, чем изучить ежегодный отчет о прибылях и убытках.