Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о запуске в четырех регионах пилотного проекта tax free — возврата налога на добавленную стоимость (НДС) при вывозе приобретенных в России товаров для граждан стран, не входящих в Евразийский экономический союз. «Пилотный проект стартует в четырех наиболее популярных у иностранных туристов регионах: это Краснодарский край, Московская область, Москва и Санкт-Петербург»,— сказал он на совещании с вице-премьерами, пишет РБК.

Мария Сальникова, ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс»:

Безусловно, опыт западных государств по работе tax free достоин внедрения, так как эффект от этого для экономики России будет долгоиграющим. Только на окупаемость системы уйдет порядка трех лет (по расчетам Минфина, запуск в России системы tax free обойдется бюджету в дополнительные 150-200 млн рублей в год). То есть в первом приближении государственные доходы будут снижены, но в перспективе 3-10 лет мы получим отлаженный спрос на конкретные виды товаров со стороны иностранного потребителя, а также снижение доли теневого рынка по некоторым видам продукции.

И легальные покупки будут дешевле, и само государство сможет более детально отслеживать объем собираемых налогов. Ведь, если туристы будут предъявлять чеки по купленному товару, то через них можно сверить, всю ли сумму налога магазин заявил обратно в бюджет.

Китайские, например, туристы, которые уже славятся тем, что они наиболее расточительные и лидируют в мире по доле зарубежных путешествий (каждый десятый турист в мире – китаец. В России – каждый четвертый) будут первыми покупателями таких «сувениров»: рыбной продукции, меха, предметы искусства, возможно, ювелирные изделия. А это все можно отнести к разряду среднестатистических сувениров, отчасти даже элитных покупок, что однозначно ускорит сроки окупаемости проекта. При грамотной маркетинговой презентации открытия нашего tax free за рубежом чемпионат мира по футболу станет уверенной отправной точкой для того, чтобы страну начали включать в списки привлекательных шоппинг-туров.

Объемы продаж продуктов питания и косметики однозначно увеличатся уже с первых месяцев внедрения системы. Если и раньше туристы, они же ближайшие соседи – финны и латвийцы, массово приобретали данную продукцию, то с системой tax free спрос только увеличится. В России есть ряд брендов, которые для зарубежных гостей являются высококачественными, и невероятно дешевыми. Потому при поддержке tax free эти компании обогатятся и увеличат торговые обороты. В ряд таких можно отнести наш Л’Этуаль, например.

В то же время отметим, что привлекательность итоговой скидки для российских гостей среди других государств средняя: так, фактический возврат составит 12%. В практике других стран покупателю возвращают от 7 до 24%. В Финляндии – до 24%, в Италии – до 21%, в Израиле и Великобритании – до 20%, в Испании – до 15%, а в Швеции, например, до 7%. То есть по шкале наиболее выгодной суммы к возврату Россию вряд ли внесут первой в список шопинг-туров. Здесь мы можем выиграть только за счет уникальности предлагаемых товаров.

Если говорить о повышении туристической привлекательности на международной арене только из-за введения подобной меры, то резон неоднозначный. Тенденция увеличения туристического потока и без того присутствует за последние годы, что обусловлено дешевым рублем и низкими ценами на туры и товары в целом. Кроме того, развивается туристическая инфраструктура того же Санкт-Петербурга, Казани и т. д. А вот факт увеличения торговых оборотов от внедрения tax free будет налицо. Включение в работу магазинов с продукцией tax free и точек налогового вычета по всей стране к периоду работу чемпионата мира по футболу это хорошая поддержка экономики.