БИЗНЕС В КАРМАНЕ. 

Какие полезные мобильные приложения не помешает установить владельцу малого бизнеса

Петр Марков, директор по маркетингу 2can:

Малый бизнес с собственным мобильным приложением — явление пока еще уникальное, к таким выводам пришли специалисты американской консалтинговой компании Clutch, опросившие в начале этого года 355 начинающих предпринимателей в США. Как показывает практика, Россия в этом плане не исключение. У нас тенденция такова, что в компаниях со штатной численностью менее 10 человек реже всего задумываются о пользе мобильных решений для бизнеса. Между тем на рынке каждый год появляются новые IT-продукты, которые позволяют не только оптимизировать затраты на бухгалтерию и HR-процессы, но и нарастить за короткие сроки выручку. Любому начинающему предпринимателю эти приложения вполне по карману.

Сервисы Social Commerce

Управлять продажами и другими бизнес-процессами при помощи мультиканальных чатов в мессенджерах и социальных сетях становится все более популярным. Согласно исследованию Business Insider, в прошлом году ежемесячная мировая аудитория мессенджеров и соцсетей составила 2,9 и 2,4  млрд пользователей соответственно. Разве кто откажется продвигать там свои товары или услуги? Для решения простых задач, таких как массовая, обезличенная рассылка коммерческого предложения, существуют так называемые чат-боты, но эффективность их, по понятным причинам, невысока. Если же возникнет необходимость создания разветвленных процессов обслуживания клиентов сотрудниками, то это можно реализовать только на базе специальных решений. Такие инструменты для профессиональной обработки обращений из соцсетей и мессенджеров представила, к примеру, недавно компания «Манго Телеком». С помощью нового сервиса от лидера российского рынка виртуальных АТС (по данным iKS-Consulting) компании, подключенные к MANGO OFFICE, теперь смогут организовать коммуникации с клиентами в Telegram, Viber, Facebook и «ВКонтакте». Сотрудникам (их количество провайдером не ограничивается) больше не нужно будет разрываться между разными сайтами и приложениями и нервничать, опасаясь пропустить важное обращение от клиента. Менеджер сможет принять заказ «на лету», проконсультировать по любому вопросу в режиме реального времени. Причем на стороне компании работать с сообщениями можно и с десктопа, и на мобильном устройстве. Мессенджер MANGO TALKER, через который реализована мультиканальность, работает на всех платформах.

Значимость Social Commerce будет только расти. Социальные сети и различные приложения для отправки сообщений все чаще используются потребителями для взаимодействия с компаниями. По данным собственных исследований «Манго Телеком», при наличии возможности позвонить либо написать до 40% потребителей (статистика меняется в зависимости от сферы бизнеса) в ряде ситуаций определенно предпочтут связаться с компанией, отправив текстовое сообщение. Стоимость мультиканального чата (в дополнение к плате за облачную АТС) – 750 руб. в месяц.

Мобильный эквайринг

Устройства, которые позволяют принимать платежи по банковской карте в любом месте, просто необходимы любому малому бизнесу, работающему напрямую с клиентам. Речь идет как о торговле на рынке, в парке или магазине, так и о салонах красоты, прокате оборудования, продаже страховых услуг и так далее. Особенно мобильный эквайринг нужен тем, чей бизнес связан с выездом к клиентам или курьерской доставкой товара. Такие распространенные  сервисы, как Pay-Me, iPay, 2can, Sum Up, и LifePay, решают эту проблему при помощи ридера банковских карт, который подключается к любому смартфону или планшету с закачанным специальным приложением. Доступ к информации о платежных операциях пользователь получает через личный кабинет клиента на сайте сервиса. Добавляем к ридеру одно из совместимых приложений — и получаем систему контроля и управления продажами, где владелец бизнеса в онлайн-режиме видит, как отработали его торговые точки и курьеры. Сервис удобен тем, что не предполагает никакой абонентской платы: пользователи платят лишь небольшую комиссию (от 1,8%) за проводку карточных транзакций. Ежемесячное обслуживание бесплатное. Стоимость самого ридера, который работает с устройствами на iOS и Android, составляет 7 990 рублей.

Удаленные проверки

Если ваш бизнес связан с сервисным обслуживанием, то есть у вас, к примеру, небольшая сеть кафе, автозаправочные станции, службы доставки, ремонтные мастерские или ателье, то без приложения, которое позволяет удаленно контролировать работу в точках продаж, не обойтись. Так, российская IT-компания Mobile Dimension разработала приложение MD Audit, которое позволяет руководителю предприятия отследить готовность торговой точки к продажам. Через телефон он может видеть, как расставлен товар в магазине, чисто ли в помещении, исправно ли оборудование и как работает персонал: выдают ли продавцы кассовые чеки, рассказывают ли о маркетинговых акциях, насколько вежливы с покупателями. Все эти данные проверяющие магазинов заносят в электронные чек-листы в своих телефонах или планшетах, и владелец бизнеса может просмотреть их в онлайн-режиме. Он также может определить, в каком из магазинов находится проверяющий, так как приложение собирает геоданные обо всех пользователях и передает их на сервер. Кстати, если поставить ограничение по геопозиции, то проверяющий не сможет схалтурить и заполнить чек-лист вне магазина — программа выдаст ему ошибку. Такого рода решения полезны тем, что они значительно сокращают время, ресурсы и деньги компании на проверки в магазинах, кафе или мастерских. Без мобильных программ, которые позволяют наблюдать за сотрудниками в удаленном режиме, сегодня не обойтись ни одной начинающей компании, особенно той, в штате которой много «разъездных» сотрудников — курьеров, супервайзеров, аудиторов, риэлторов, агентов и др. Владельцы сетей, в которых насчитывается не больше 10 торговых точек, и те, кто впервые решил внедрить у себя такое решение, получают возможность два месяца бесплатно пользоваться всеми возможностями системы MD Audit. После этого они переходят на абонентское обслуживание, стоимость которого составляет 50 000 руб. в месяц.

Рассчитать нагрузку

Очень часто начинающие предприниматели рассчитывают нагрузку на персонал интуитивно, используя примитивные алгоритмы. В магазины, например, часто набирают сотрудников с избытком, мол, пусть будут про запас. Или: Маша попросила дать ей побольше часов, а как можно отказать хорошему человеку? Такой расчет временных затрат работников приводит к существенным потерям. К примеру, в ритейле из-за неточных рабочих графиков потери составляют до 15% фонда зарплаты и до 10% продаж, подсчитали в российской компании Bonsoft HRP, разработавшей систему, которая позволяет рассчитать потребности в персонале на каждый час работы. Такого рода решения особенно полезны для владельцев небольших магазинов, в которых нагрузка на персонал определяется с учетом количества привезенного на выкладку товара, уровня посещаемости магазина, планируемой выручки и других факторов. Каждый пользователь программы заходит в систему под своим логином и паролем и видит персональный график работы, который может подтвердить прямо с телефона. В свою очередь, руководитель видит в системе количество необходимых человеко-часов, общий рабочий график подразделения и фактические выходы работников. Составление рабочего графика на одного сотрудника обходится компании от 500 до 1000 руб. в год.

Мобильный маркетинг

Для успеха в бизнесе мало иметь хороший продукт или высококлассную услугу. Важно четко представлять себе, кто ваш потребитель, как меняются его запросы и нужды. А для этого необходимо постоянно изучать рынок, проводить маркетинговые исследования. Если позволяет бюджет, эту услугу можно отдать на аутсорсинг, а если нет, то лучше воспользоваться одним из сервисов, позволяющих провести онлайн-анкетирование. Так, на Testograf.ru можно проводить опросы клиентов, сотрудников и потребителей, оплатив либо разовую лицензию (1790 руб.), либо годовую (17 500 руб.). Сервис позволяет самостоятельно создать анкету, настроить логические ветвления и дизайн. Одной из дополнительных услуг является выборка респондентов по заданным параметрам (например: все регионы России, женщины 25–45 лет, имеющие ребенка старше 3-х лет). Стоимость этой услуги начинается от 40 руб. за одного респондента, средняя стоимость выборки респондентов для бизнес-опросов составляет 80 руб. за респондента.