Ирина Кенюхова, директор департамента внутренних и внешних коммуникаций биотехнологической компании BIOCAD:

Что такое неизбежность и к чему приведет нас научно-технический прогресс. Рецензия на книгу «Неизбежное. 12 технологических сил, которые определят наше будущее» Кевина Келли.

Мы живем в удивительное время расцвета эры цифровых технологий, мы стали свидетелями великого перелома эпох, ознаменованного появлением интернета. Лично я еще помню досетевую эпоху, максимально индивидуалистическую и закрытую. Тогда мультики показывали только по телевизору и в четко оговоренное время, книгу можно было купить только в оффлайн магазине, а для того, чтобы увидеть собеседника, приходилось ехать в гости.

Цифровые технологии перевернули все. Теперь весь мир в одном экране. Мечты футурологов прошлого века о мгновенной обработке гигантских объемов информации и необыкновенных гаджетах сбылись – разве что телепорт пока не заработал. Реальность меняется столь стремительно, что научная фантастика не успевает за ней: все, что мы можем себе представить эдакого, появляется с небольшим временным лагом. Для неподготовленных умов будущее кажется черным пятном, независящим от нас и непрогнозируемым – не зря же мы декларируем неопределенность, например, списка актуальных и востребованных через 10 лет профессий.

В этом плане только что вышедшая книга Кевина Келли «Неизбежность» чрезвычайно полезна. Ее можно считать своего рода путеводителем по будущему. Известный американский журналист и культуролог исследует процессы изменения цифровых технологий с тем, чтобы понять, как их поставить на службу человечеству.

С его точки зрения все те материальные достижения технического прогресса, которые нас так восхищают, эволюционно обусловлены и, более того, «неизбежны». В описании Келли цифровые технологии, давшие нам все прелести современного бытия и определяющие темп и вектор развития нашей жизни, предстают в виде айсберга. Его надводная часть обеспечивает материальные потребности людей, давая нам в руки IPhone или Telegram. Но подводная часть цифрового айсберга живет по своим законам. Келли определяет их как некие силы, определяющие общие функциональные формы будущего, но не управляющие частностями. Келли выделяет 12 основных трендов, или законов, формирующих нашу жизнь на ближайшие 30 лет.

Один из них, названный Келли «трансформацией», предполагает непрерывный процесс изменений всего: общества, сознания, устремлений и мечтаний, желаний, возможностей и перспектив. И эти бесконечные обновления нельзя прекратить, ибо постоянные «перезагрузки» происходят, даже если мы дружно закрываем глаза и прячемся в домики. Конструктивной позицией здесь является исключительно осознанное принятие изменений. Только оно позволит человечеству управлять меняющимся цифровым миром, а не идти за ним, словно на поводке.

Например, еще в 90-е годы XX века мало кто мог представить себе использование Интернета для развития телевидения, СМИ, торговли. Однако те, кто все-таки мог, сегодня «на коне» - это самые успешные торговые площадки, самые авторитетные СМИ, самые рейтинговые музыкальные группы. И даже такая, на первый взгляд консервативная отрасль, как фармацевтика, развивается благодаря цифровым технологиям.

Создание инновационного препарата против рака с помощью методов компьютерного математического моделирования происходит как минимум в разы быстрее, чем если бы мы работали по старинке – с колбами, ретортами и экспериментами на живых организмах для проверки каждой идеи. Сейчас значительное количество экспериментов проходят в виртуальном пространстве и лишь лучшие получают подтверждение в реальных лабораториях.  Сотрудничество с искусственным интеллектом при разработке, тестировании и апробации новых лекарств уже сегодня экономит фармацевтическим компаниям годы времени и миллиарды затрат. Люди же от этого выигрывают основное – здоровье и более высокое качество жизни.

Еще один тренд, который выделяет Келли, получил название «эффекта потока». Внешне он проявляется как постоянное нахождение человека в информационном поле, где со всех сторон на него сыплются фото друзей, биржевые новости или тизеры кинопремьер. Поток в режиме 24/7 в итоге меняет сознание и предопределяет, в том числе, потребительское поведение. Сегодняшний клиент не хочет ждать и не собирается платить за то, что не нужно ему прямо сейчас. Соответственно вынуждены меняться и продавцы: они должны быть готовы предоставить требуемое немедленно. Это касается всего – музыкальных треков, финансовых операций по счету, книг, фильмов, информации.

Отсюда мы получаем базовое требование к современному процессу коммуникации – готовность к открытости. Если ты открыт, то ты можешь управлять потоком, а, значит, выделяться в нем, и это – маркетинговая победа, утверждает Келли. Это вносит определенные коррективы во множество профессий, например, в PR. Успешный пиарщик постоянно на связи, в потоке, в диалоге, он открыт для общения и готов к формированию повестки дня.  

Мне кажется, что это футурологическое исследование «Неизбежноcти» вполне достойно включения в ТОП книг, обязательных к прочтению бизнесменам, предпринимателям, руководителям. Да, приходится по-новому осмысливать некоторые привычные понятия и пересматривать причинно-следственные связи, но игра стоит свеч: будущее становится более близким и понятным.