Недавно мне позвонил мой старый знакомый и спросил, будет ли мне интересно помочь ему с продажей бизнеса и на этом заработать комиссионные.

Я очень внимателен к таким предложениям. Во-первых: если бизнес хороший, то будет легко найти покупателя и хорошо заработать. Во-вторых: если бизнес будет интересен мне, то я сам его приобрету или войду партнером. Мне проще настроить поломанное, чем создавать с нуля.

Продавец хотел 35 млн. рублей за мебельный бизнес. На вскидку все выглядело привлекательно: шоу-рум в проходном торговом центре, 2 года работы, настроенный отдел продаж, договора с подрядчиками и статистика по выручке. Все говорило о том, что бизнес интересный.

Покупатель нашелся быстро и как раз такой, какой нужен — со своим мебельным бизнесом и с планами экспансивно расширяться. Его сразу же устроила цена. Но он поставил условие: прежде, чем перейдем к формальностям, мы проведем аудит бизнеса. В общем, все как полагается в таких случаях.

Уже спустя 2 недели продавец и покупатель встретились снова. И он сказал, что максимум, который готов дать — это 15 млн. рублей. Продавец ахнул и ему поплохело. 20 млн. рублей, которые он в своей голове уже потратил на отдых на Бали и покупку нового мотоцикла, растворились в воздухе как дым.

— Ну смотри, — сказал покупатель, — в процессе аудита мы выяснили, что в отделе продаж из 3 менеджеров, 70% выручки за прошлый год сделал сам собственник. Это значит, что процессы продаж не настроены. Как только мы оформим сделку, нас покинет ключевой продажник в лице собственника и мы останемся без прибыли. Еще мы пообщались с подрядчиками и выяснили, что тех не устраивают процессы сотрудничества и они планируют его прекратить. По факту, мы имеем только шоу-рум, на который выкуплено право аренды. И мы готовы за это заплатить. Больше тут покупать нечего.

Вот так, в мгновение ока, многолетний труд собственника обесценился, превратившись в прах. Оказалось, что то, что он называл бизнесом, оказалось самозанятостью. А за самозанятость никто не готов платить.

Обидная и грустная история. Которая в очередной раз показывает, что настраивать процессы нужно с самого первого дня работы бизнеса. Пока не затянула текучка и операционка. Пока у собственника живой интерес. Потому что когда он потухнет, настраивать будет поздно.

А за сколько сейчас вы бы смогли продать свой бизнес?

Это может быть интересно тем, кто хочет иметь системный бизнес:

До 19 февраля идет набор в группу оптимизации процессов отдела продаж «Точки роста». В течение 7 практических уроков вы на практике:

— смоделируете конкретный бизнес-процесс в своем бизнесе 
— найдете взаимоисключающие друг-друга этапы 
— обнаружите недостатки и излишки в своих процессах 
— пропишите полный список документации для своего процесса, который определяет функцию его работы 
— разработаете систему мотивации сотрудников с оплатой за конкретный результат

Запишитесь в раннюю группу ожидания по ссылке: ?? https://goo.gl/R5dTou