В декабре прошлого года The Walt Disney Company сообщила о намерении приобрести активы 21st Century Fox (компания в массах известна владением студией «20-ый Век Фокс») за $52,4 млрд. Многие обыватели восприняли эту сделку весьма позитивно, фантазируя, какое разнообразие новых продуктов может появиться благодаря совместной деятельности медиа-гигантов. Однако у меня, как и у большинства представителей индустрии, подобное соглашение вызывает лишь тихий ужас в ожидании его влияния на рынок.  

Прежде всего, фанатам комиксов рано торжествовать – по факту сделка еще не состоялась и для ее подтверждения потребуется 12-18 месяцев проверки Федеральной Антимонопольной Службой. И это ключевой момент, так как в подобном слиянии еще могут отказать - традиционно, потенциальная горизонтальная интеграция изучается более тщательно, нежели вертикальная, ввиду того, что в этом случае речь идет о компаниях одного рынка, вызывая опасения о снижении конкуренции. Федеральная Торговая Комиссия США даже имеет официальную позицию на этот счет: «Наибольшую озадаченность вызывают сделки слияния-поглощения между прямыми конкурентами»[1]. Собственно, что мы тут и имеем.

Исходя из того, что ноябрьская сделка по слиянию AT&T и Time Warner не состоялась как раз из-за антимонопольного законодательства, хоть и была вертикальной, итог комиссии по Disney-Fox на данный момент непредсказуем. Дабы понять, в чем главная проблематика одобрения, достаточно взглянуть на главный драйвер бизнеса гигантов – кинопроизводство. Слияние уменьшит число студий-мейджоров на рынке с шести до пяти и, более того, укрепит позиции и так безоговорочного лидера – Disney. А «Мышиный дом» славится своим бескомпромиссным управлением в отношении партнеров и конкурентов – при получении абсолютной власти ситуация может лишь усугубиться. Впрочем, пусть оценкой активов и перспектив занимается ФАС, мы же подойдем несколько с другой стороны.

Кинопрокат США очень разнообразен в плане контента и участников. В последние два года доли крупнейшего игрока рынка составляли 21,8% и 26,3% - с одной стороны, ничего необычного, ведь конкурентов с меньшими долями - более ста. Но, если заглянуть на пять или, тем более, десять лет назад, то выяснится, что доли были меньше. Неужели происходит снижение конкуренции? Для поверхностного, но занимательного анализа обратимся к индексу Херфиндаля-Хиршмана – показателю, использующегося для оценки степени монополизации отрасли. К слову, в США он официально используется в рамках антитрестового законодательства. Используя данные по кассовым сборам студий с Boxofficemojo.com, рассчитываем ежегодные индексы, принимая во внимание доли рынка не менее 0,1:

2001: HHI = 15.12 + 11.72 + 11.02 + 10.92 + 10.62 + 9.02 + 7.52 + 6.72 + 5.52 + … + 0.1 = 953.47

2002: HHI = 17.22 + 13.02 + 11.72 + 10.12 + 9.52 + 9.52 + 7.42 + 5.22 + 4.02 + … + 0,1 = 989.33

2014: HHI = 16.52 + 14.92 + 14.42 + 11.62 + 10.32 + 9.72 + 6.82 + 4.42 + 2.02 + … + 0,1 = 1108.85

2015: HHI = 21.32 + 19.82 + 13.92 + 11.32 + 8.42 + 5.92 + 5.92 + 2.92 + 2.62 + … + 0,1 = 1322.98

2016: HHI = 26.32 + 16.72 + 12.92 + 12.42 + 8.02 + 7.72 + 5.82 + 1.72 + 1.72 + … + 0.1 = 1454.27

2017: HHI = 21.8 + 18.4 + 13.8 + 12.0 + 9.6 + 8.0 + 4.8 + 1.9 + 1.2 + 1.1 + 1.0 + … + 0,1 = 1337.46

Расположим значения на графике:

Рисунок 1. Индекс Херфиндаля-Хиршмана по рынку Кинопроката США за 2001-2017 гг.

Волатильность показателя смущать не должна – линейный тренд отчетливо показывает, что степень монополизации рынка увеличивается. Для наглядного подтверждения можно сравнить результаты последних трех лет – резко отличаются от всех предыдущих. Если заглянуть в начало 2000-х, в среднем, индекс не досягал и 1000 пунктов (это и вовсе означает низкоконцентрированный рынок т.к. HHI < 1000), а в 2016 г. показателю не хватило лишь 346 пунктов до критического значения 1800 (т.е. высококонцентрированного рынка, когда 1800 < HHI). В прошлом году критерий просел во многом ввиду неожиданного кассового провала «Лиги Справедливости» от Warner Bros, а в 2018 количество тентполов не уменьшится и, не исключено, что HHI возьмет новую высоту.

С одной стороны, подобные пессимистичные заявления могут показаться вымученными, так как увеличение долей рынка, в общем-то, не всегда свидетельствует об уменьшении ассортимента, однако, не стоит забывать, что одна из целей антимонопольной политики – забота о клиентах, т.е. поддержание качества и разнообразия контента, а с этим начинаются проблемы. Даже при серьезной рыночной силе независимых дистрибьютеров, особенно в наградный сезон, потребитель не в выигрыше – начинает пропадать класс фильмов «крепких середнячков», так как отрасль все сильнее разделяет пропасть между дорогими, но однотипными блокбастерами и сложными фестивальными проектами. Даже не обращаясь к цифрам, думаю, внимательный зритель заметил, как за последние годы увеличилось количество сиквелов и ответвлений, а сколько франшиз было поднято из небытия.

Тут нельзя не вспомнить о периоде «Студийной системы» в Голливуде, когда весь рынок был жестко поделен между пятью студиями. На сегодняшний день имеются аналогичные тренды  - вложение в гарантированные проекты и продажа, по сути, пакетов фильмов – франшиз. Безусловно, на подобную стратегию есть причины – кинотеатры испытывают огромную конкуренцию со стороны ТВ и других развлечений, а в Голливуде наметился творческий кризис, так как большинство тематик себя попросту исчерпали. Отсюда и ориентация на юношескую аудиторию, и соответствующие жанры – дети и подростки точно затащат семью на зрелищный блокбастер, желательно не более двух часов и рейтинга PG-13.

Если прогнозировать антиутопическое будущее, то нас ждет некое подобие той самой «Студийной системы»: ограниченный прокат поделят независимые дистрибьютеры, а в широком будет идти борьба нескольких мейджоров при помощи собственных франшиз, скорее всего, посредственного качества. Поэтому, надеюсь, ФАС подготовит аналогичный отчет и откажет в слиянии, ибо, несмотря на весь потенциал выведения активов на новый уровень, единственное, чем действительно будет заниматься Disney – это печатать деньги.


[1] URL: http:// www.ftc.gov/ (Дата обращения: 05.02.2018) – сайт Федеральной Торговой Комиссии