Анастасия и Александр Будниковы - авторы бестселлера "Полный курс ораторского мастерства"(Омега-Л, 2017 г.)

Затронем еще такую немаловажную тему, как некие небольшие тонкости, которые помогают оратору более эффективно выступать и взаимодействовать с людьми.

Необходимо посадить людей ближе к сцене, ближе непосредственно к самому оратору. Что в этом случае происходит? При этом создается более доверительная обстановка, такая определенная атмосфера доверия, когда граница между оратором и слушателями сокращается. Получается некий «круглый стол», когда все сидят в непосредственной близости к выступающему. Благодаря этому взаимодействие с людьми происходит гораздо более качественно, в правильном ракурсе, нежели если люди будут сидеть на дальних рядах, в отдалении от оратора. Этот прием размывает некие границы.

Еще очень важный момент, который желательно учесть, — хорошо бы стараться рассаживать людей таким образом, чтобы вход был расположен за спинами сидящих. Это играет большую роль, потому что в процессе выступления могут приходить опаздывающие, которые начнут заходить, рассаживаться и тем самым мешать остальным. Ваша же задача — не допустить, чтобы люди отвлекались по пустякам. Очень неудобно, когда вход расположен сбоку, но еще хуже — если за спиной оратора.

Не менее важен и другой момент, о котором мы уже упоминали. Необходимо, чтобы помещение было хорошо проветрено, чтобы в нем было много кислорода, чтобы люди не засыпали и чтобы зал не охватывало сонное настроение.

Также важно, чтобы на сцене, либо на подиуме, либо на том месте, где выступает оратор, не было посторонних предметов, особенно которые находились бы за спиной у выступающего. Никаких лишних картин, плакатов, рисунков, записей, не относящихся к теме выступления! Потому что человеческий глаз устает смотреть в одну и ту же точку, на одну и ту же картинку в постоянном режиме. Что происходит, если за спиной оратора находятся какие-либо лишние картины или надписи? Или, возможно, это будут какие-то предметы — предположим, стулья, столы, которые не являются реквизитом для данного выступления. Люди начинают на них отвлекаться, смотреть, изучать их. Из-за этого они теряют нить разговора, не могут максимально внимательно следить за ходом вступления, отвлекаются от темы. Таким образом в какие-то очень важные моменты может быть потеряна связь со слушателями, после чего вернуть внимание людей будет гораздо сложнее. Проще — удерживать это внимание постоянно и стараться не терять в процессе выступления. Поэтому лучше заранее убрать все лишнее, что впоследствии помешает вам установить достаточно тесный контакт со зрителем и создать обстановку для эффективного выступления. Оптимально — это темный фон сзади, чтобы выступающий оставался перед зрителем в единой картинке для того, чтобы все внимание было сосредоточено на нем.

Столь же серьезное значение имеет, в каком положении вы выступаете: сидя или стоя? Если у вас есть выбор, сидеть на стуле или же стоять перед залом, однозначно выбирайте второе! Вспомните свое детство. Для каждого ребенка все взрослые, все, кто выше, априори являются большим авторитетом. В садике это воспитатели, дома — родители, в школе — это старшеклассники. Поэтому старайтесь выступать стоя. В данном случае аудитория сидит, а вы стоите, и на подсознательном уровне аудиторией воспринимается ситуация таким образом, что вы — главный. А это значит, что вас нужно слушать, что вы говорите о важных вещах.

Еще такой момент, достаточно тонкий с психологической точки зрения. Имеется в виду отсутствие посторонних людей во время выступления. Это значит, что когда вы выступаете, то или вы сами, или ваши помощники должны предупредить организаторов, чтобы обслуживающий персонал не совершал каких-то действий в то время, когда вы произносите свою речь. Позаботьтесь об этом заблаговременно, иначе ваше выступление может пойти на смарку.

Рассказывает Анастасия Будникова:

В одной из IT-компаний, которая организовала конференцию, некий семинар по IT-формату, был такой случай. Они арендовали помещение в небольшом конференц-зале одного из крутых отелей. И вот перед самым фуршетом, минут за 15–20, один из важных спикеров выступает, и в это время между рядов начинает проходить официантка с тележкой, с подносом и тарелками, на которой лежат различные закуски. Что происходит? Естественно, начинаются посторонние шумы, люди смотрят на эту официантку, слушают, как вся эта посуда у нее громыхает, и сопровождают ее взглядами до самого выхода. А в это время оратор продолжал говорить. Разумеется, в этот момент все внимание зала было переключено на эту официантку, на ее тележку и гремящие тарелки с едой. Все, что говорил в это время выступающий, люди вообще не услышали и не восприняли. Поэтому ему пришлось повторять еще раз, а из-за неискушенности он сказал: «Я понимаю, вы все хотите на фуршет, возможно, моя информация для вас будет уже не столь актуальна»…. Ну и таким образом важную тему он по неопытности просто загубил, поскольку эффект от его выступления был сильно смазан.

Следующий актуальный момент, тонкость, которая вам также поможет хорошо выступить, — это необходимость делать паузу для привлечения внимания людей перед тем, как начать. То есть никогда не стоит начинать говорить сразу, с ходу, как только вы выходите к публике. Что это значит? Вот вы вышли, встали перед людьми. Теперь стоим, выдерживаем небольшую паузу. Это нужно, чтобы все какие-то непонятные шумы, шорохи, посторонние звуки успели сойти на нет. Чтобы затихли те разговоры, которые люди затеяли между собой. Важно уважать себя и уважать аудиторию. Поэтому старайтесь говорить только тогда, когда люди вас слушают, когда они смотрят на вас.

Если вы начнете говорить в тот момент, когда все еще разговаривают, то первых ваших слов не услышат, начнется переспрашивание, и самая концовка тоже будет загублена. Люди всегда лучше всего запоминают то, что вначале, и то, что в конце. Вот почему так важно в самом начале сделать небольшую, но такую нужную паузу!

Еще один существенный момент. Он полезен и для здоровья, и очень важен при выступлениях. Это — осанка. Осанка выступающего обязательно должна быть прямой, как выправка у солдата. В жизни вы можете ходить как угодно, можете горбиться и загибаться кренделем. Но когда вы выходите на публику или заходите на переговоры, вам просто необходима прямая спина и расправленные плечи. Этим вы показываете уверенность в себе, транслируете высокую подготовку и тому подобное. Каким образом сделать прямую осанку за непродолжительный период времени? Один из самых эффективных способов — ежедневно висеть на турнике. Хотя бы просто висеть! Ну, а лучше для мужчин — это подтягиваться, поскольку это укрепляет мышцы спины, выравнивает и разгружает позвоночник и помогает вам в целом быть более здоровым. Если же у вас нет возможности заниматься спортом, тогда делайте очень простое упражнение перед тем, как выйти на сцену. За кулисами, как в классической зарядке во времена Советского Союза, вы поднимаете руки вверх, подтягиваетесь, стоя на носочках, затем отводите руки в стороны и опускаете. Плечи у вас ушли назад, спина стала прямая, грудь подняли вперед. И вот в такой позе, почувствовав, что позвоночный столб у вас прямой, вы уже можете выходить на сцену. Хорошо бы зафиксировать это положение, посмотрев на себя в зеркало.

Ну, и еще один немаловажный момент — это, конечно же, улыбка. Стоит потренироваться перед зеркалом для того, чтобы у вас получалась естественная притягательная улыбка. Потому что во многих тренинговых компаниях продавцов либо переговорщиков этому даже специально обучают (есть такие упражнения: тренинг-улыбки) для того, чтобы результаты непосредственно самих менеджеров, продавцов или переговорщиков были гораздо выше. А что происходит в этот момент? Люди считывают ваш настрой, вашу мимику, и у них на подсознательном уровне возникает ответная реакция. Если вы раздражены либо напряжены, то ваша эмоция, ваше состояние эмоционально и физически передается людям. И если вы расположены благожелательно, находитесь в благоприятном расположении духа и при этом улыбаетесь, то ваша улыбка не меньше воздействует на настроение людей, чем смех — а ведь, как говорится, смех заразителен. Поэтому, глядя на вас, люди подхватывают ваше настроение, которое вы им транслируете своей улыбкой, и в ответ тоже начинают улыбаться. Соответственно, у них непроизвольно запускается правильный эмоциональный процесс, способствующий хорошему общению и душевной связи между вашей аудиторией и вами.

Будем рады и благодарны вашим комментариям и вопросам. Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Vk: https://vk.com/budnikova01

https://vk.com/aleksandrbudnikov

IG: https://www.instagram.com/budnikova1/?hl=tr

https://www.instagram.com/aleksandrbudnikov/