Министерство финансов и ЦБ РФ постараются не допустить роста тарифов ОСАГО после их так называемой либерализации - освобождения от государственного регулирования. В ведомствах рассчитывают, что либерализация позволит сделать цену страховки ОСАГО справедливой, пишут «Вести».

Сергей Демидов, Управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств Группы Ренессанс Страхование:

ОСАГО – социальный вид страхования, и поэтому регулятор и Минфин, безусловно, предпримут все необходимые меры, чтобы не допустить заметного роста тарифов после либерализации.

В том, что либерализация необходима, сомневаться не приходится  - существующие сейчас тарифы не покрывают издержки страховщиков, бизнес убыточен, проблема налицо. При этом и на  какую-то заметную прибыльность ОСАГО после либерализации мы не рассчитываем, социальный вид страхования должен иметь маржу порядка 0-1%. Такая ситуация, полагаю, устроит всех, и никаких проблем с доступностью ОСАГО не будет возникать.

Конечные сроки реализации прогнозировать сложно, понятно, что этот процесс будет постепенным и займет, вероятно, несколько лет. Возможно, на первых этапах продолжится расширение тарифного коридора.

Либерализации тарифов позволит рынку устанавливать тариф, максимально соответствующий  реальному риску. Важно, чтобы новая система тарификации давала компаниям возможность в добровольном порядке запрашивать у клиентов дополнительную информацию. Если клиент согласится предоставить такие сведения, для него будет действовать более точная тарификация, если нет – тариф будет определен по «среднему» для сегмента значению. При таком подходе постепенно тарифы ОСАГО станут так же точно оценивать риск страхового случая, как сейчас это происходит по каско. И аккуратные водители получат лучший тариф, и перестанут платить за лихачей, для которых стоимость полиса возрастет.

Для успешной либерализации тарифов важно решить сохраняющие проблемы рынка, в частности, влияние на убыточность работы страховых компаний факторов, не связанных с оценкой риска конкретного водителя, например, следствия деятельности автоюристов. Пока можно отметить, что первые итоги натурального возмещения по ОСАГО, когда компенсация производится в виде ремонта повреждений на станции техобслуживания, достаточно обнадеживающие: количество споров минимально. Клиенты также получили серьезное преимущество после введения натурального возмещения: при таком варианте износ запчастей не вычитается, клиент просто получает отремонтированный автомобиль, как это происходит по каско.

Также серьезный прорыв произошел в снижении издержек страховых компаний на реализацию полисов и документооборот: е-ОСАГО, которое позволяет существенно снизить эти операционные расходы, становится привычным. Дополнительным плюсом для страховщиков, активно работающих в он-лайн, станет формирование новой аудитории, научившейся покупать полисы через интернет, через 3-5 лет этот сегмент ждет настоящий прорыв.