Комментирует Екатерина Шепелева, ведущий менеджер HR-департамента «СТС Групп»

Нужно чётко понимать:  иррациональное есть в каждом из нас – в большей или меньшей степени. И это противоядие, которое при правильном использовании помогает наладить контакт с экспрессивными сослуживцами и обернуть ситуацию в свою пользу.

Иррациональное поведение коллеги не ставит на нём клеймо плохого сотрудника. Как показывает практика, такие люди имеют огромный творческий заряд, способны вести за собой, делать в несколько раз быстрее работу, которую рационалы «тащат» месяцами.

В то же время человек, которым движут эмоции и непомерно завышенная (или, наоборот, очень заниженная) самооценка, просто страшится обязанностей, требующих скрупулезного подхода, выверенных решений, выстраивания закономерностей; не любит ждать и хочет всё и сразу.

Вот и первый рецепт. Если в Вашем подчинении человек-ракета, не надо возлагать на него технические функции. Используйте его топливо для полета к далеким целям. Он точно будет Вам благодарен и поумерит нигилистический пыл. Ему просто необходимо выпустить пары. Вы же тоже себе иногда даёте такую возможность?

Хороший инструмент при общении с иррационалами – это включить воображение и попытаться поставить себя на их место, выпустив на волю собственное бессознательное.

Попытайтесь понять, что движет иррационалом (что запустило реакцию), согласитесь с ним, покажите, что Вы способны понять и принять его «как бы» логику. Попытки переубедить бесполезны! Здесь как в айкидо: слияние с атакой противника и перенаправление энергии в нужное русло. Завершать резким  броском – необязательно.

Пример. Вы с командой долго готовили проект и вынуждены отстаивать его перед иррационалом (ми). Наверняка, воздух уже горячее кофе. Оппонент активно и язвительно указывает на «недоработки», которые, по всем логическим критериям, являются скорее плюсами, чем минусами. Как можно выйти из ситуации?

Соберите волю в кулак и скажите: «Я принимаю Вашу логику и во многом согласен с замечаниями. Более того, у меня были такие же сомнения. Спасибо, что помогли их сформулировать. Благодаря этому мы сможем идти дальше и быстро сделать реально крутой проект».

Так Вы ловите сразу нескольких зайцев: встаёте на сторону противника –  он начинает видеть в Вас «своего»; играете на его самооценке – рождается ответная благодарность или уходит отрицание; подталкиваете к принятию проекта (пусть с поправками), надавив на «всё и сразу».

Очень важный момент при выстраивании диалога с иррациональными людьми – не воспринимать их слова и эмоции на личный счёт. Особенно, когда речь идёт о коммуникации с начальством.

Психологи советуют  смотреть на ситуацию отстраненно, в острый момент станьте зрителем. Представьте, что Вы и Ваш неадекватный начальник на сцене, и каждый  репетирует свою роль. Это позволит не запускать в себе механизмы саморазрушения и противостояния, которое, как мы уже говорили, не лучший способ установления контакта с громовержцами и иррационалами.