Нападение на школу в Улан-Удэ, а также недавний эпизод насилия в пермской школе прокатились волной мощного резонанса по отечественным СМИ. И это, конечно, неудивительно. Удивительно то, какую реакцию вызывают у многих журналистов известия о вооруженной подростковой агрессии: «виноват загнивающий капитализм»; «при коммунистах такого не было и быть не могло» и «вот к чему приводит копирование западного образа жизни».

Мы не станем вдаваться в пространные рассуждения о том, какое бездуховно-капиталистическое общество мы строим, и как, наверное, безопасно живется людям в коммунистических странах. Например, в Северной Корее.

Вместо этого, мы сфокусируемся на существующей проблеме и обсудим реальный конструктив по вопросу: как сделать школы в нашей стране безопаснее? Думаю, ни у кого нет возражений в том, что сделать это действительно надо.

Итак. Посмотрим на проблему с юридической стороны.

Чтобы устроить насилие в школе, подростку необходимо оружие. В качестве него можно использовать хозяйственные предметы, юридически не являющиеся оружием: топоры, ножи, спортивные принадлежности (например, один из нападавших на школу в Перми использовал нунчаки) и другие «орудия свободного доступа», имеющиеся в практически в каждом доме.

Но большой урон такими инструментами нанести не получится. К тому же, любой квалифицированный охранник, имеющий при себе электрошокер дистанционного типа, сможет остановить потенциального нарушителя еще на входе.

Другое дело – огнестрельное оружие. Вспомним эпизод стрельбы по сотрудникам полиции псковскими подростками в ноябре 2016-го, у которых было два охотничьих ружья и пистолет ТТ. Еще один пример из истории: инцидент в школе 263 в московском районе Отрадное. 3 февраля 2014 года Десятиклассник Сергей Гордеев устроил в школе стрельбу, используя карабин и винтовку.

В обоих случаях оружие принадлежало родителям нападавших. И хотя, в настоящий момент в России существует строго определенный регламент хранения огнестрельного оружия, предписывающий заводить для него отдельные сейфы, этого, видимо, недостаточно.

Юридически разумным решением кажется установить особые правила хранения огнестрельного оружия для тех, у кого, кроме винтовок, есть дети. Как вариант: вообще запретить иметь сейфы с оружием в доме, где проживают несовершеннолетние.

Еще один важный шаг – усилить школьную охрану, повысив стандарт безопасности на законодательном уровне. Разумеется, надо соблюдать разумные пределы и не превращать школы в тюрьмы, огороженные колючей проволокой. Однако ситуации, когда человек с оружием в руках спокойно проходит через пост охраны в здание школы, и никто не может его профессионально обезвредить, более чем показательны. Возможно, имеет смысл ввести особую лицензию на охрану школ и подобных объектов, которая подразумевала бы также особую подготовку охранников.

Последнее, что хотелось бы выделить, может, и не относится к юриспруденции, но представляется крайней важным: соц.сети. И не их «развращающее» влияние, как вы могли подумать, а тот факт, что будущие преступники очень часто выкладывают туда предупреждающие материалы. Так сделали подросток Пекка-Эрик Аувинен, устроивший стрельбу в финском лицее Йокела (07.11.2007) и даже Андерс Брейвик.

Страничка в соц.сети – то место, где подросток публично размещает информацию о себе, своих интересах и намерениях. Иногда она играет роль своеобразного «крика о помощи» - человек специально размещает вызывающий материал, чтоб привлечь внимание к себе и своей неосознаваемой проблеме. Такая информация открыта для всех.

Как вы поняли, это был тонкий намек учителям, школьным психологам и родителям.

Современность бросает вызовы, и нам остается только отвечать - таков естественный порядок. Хочется верить, что общими усилиями мы сможем продвинуть систему образования и систему безопасности на новый уровень.

Сайт: высшая-инстанция.рф

Instagram: @ivanshevelkov