Американский концерн Boeing поставил заказчикам 763 самолета в 2017 г., обогнав конкурента Airbus шестой год подряд и установив рекорд по поставкам в индустрии, говорится в сообщении компании. В прошлом году Boeing получила заказы от 71 покупателя на 912 самолетов общей каталожной стоимостью $134,8 млрд. Таким образом, общий портфель заказов концерна вырос до рекордных 5865 самолетов, это на семь лет обеспечит загрузку производственных мощностей компании, пишут «Ведомости».

Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт»:

Результаты концерна Boeing, безусловно, впечатляющие. Они отражают и подъём на рынке авиаперевозок, и стремление авиакомпаний обновить парк, используя самые современные и эффективные воздушные суда. Но, в то же время, рост объёма заказов лидеров мирового авиарынка отражает их желание защититься от возможной экспансии других претендентов. Кроме того, меняется и коммерческая политика авиапроизводителей - они сокращают маржу при продаже новых ВС, наращивая доходы от послепродажного обслуживания.

Что касается отечественной Объединенной авиастроительной корпорации, с которой напрашивается сравнить Boeing, то ситуация двоякая. С одной стороны, с точки зрения лётно-технических характеристик наши самолёты весьма привлекательны, они конкурентоспособны по стоимости и эксплуатационным расходам, по производительности (то есть по способности перевезти определённое количество полезной нагрузки на определённую дальность и за определённое время). С другой, борьба сегодня идёт не только (и не сколько) за эти показатели, сколько за интегральную эффективность, и здесь многократно увеличивается важность финансовой составляющей – на каких условиях можно купить самолёт либо взять его в лизинг. Нужно длинное и долгое кредитование. А у российских компаний есть большие проблемы с доступом к такому капиталу.

Резюмируя, даже существенные успехи конкурентов не закрывают горизонт для новых претендентов, особенно если у них есть действительно сильные продукты. Но для финансирования поставок нужны длинные дешевые деньги, и это – один из ключевых вызовов для российского авиастроения, да и для других отраслей нашей экономики.