Камбоджа, страна кхмеров, является одним из древнейших государств в Юго-Восточной Азии. Ее история насчитывает более двух тысяч лет. Несмотря на значительные сложности в экономическом и политическом развитии страны в период второй половины 20 века – страна пережила затяжную гражданскую войну, была под патронатом Вьетнама и в течении 10 лет была известна даже под другим названием – Демократическая республика Кампучия – Камбоджа постепенно становится одной из самых динамично развивающих экономик региона.

Интенсивный рост требует особого внимания к образованию. Исторически обучение в стране обеспечивалось буддийскими монастырями, но режим «красных кхмеров», преследовавший и истреблявший буддийских монахов в 1960-70-e годы, нанес значительный урон развитию образования в Камбодже.  Восстановление системы требовало привлечения ресурсов, и  в 1980-е годы в этом вопросе большую помощь стране оказал  Советский Союз.

Как показали встречи в ходе школы-семинара «Роль России в современном диалоге культур», проведенном НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург в рамках федеральной программы «Русский язык» в столице Камбоджи Пном-Пене, эту помощь до сих пор помнят в Камбодже и очень надеются на возобновление  и интенсификацию контактов в образовательной сфере. На встречах нередко звучали слова о том, что тот или иной родственник участников семинара говорит по-русски или получал образование в СССР. Стоит отметить, что в советское время более 8000 камбоджийских студентов обучалось в СССР, и многие из этих студентов сейчас занимают  высокие правительственные посты в Камбодже. Таким образом, русский язык и образование обеспечивали определенный лифт для камбоджийцев. Сегодня же Камбоджа, несмотря на прочные когда-то связи в образовательной сфере, является страной, в которой русский язык как иностранный не преподается вообще. И, соответственно, актуальная информация о России, русской культуре и образовании практически отсутствует: все то, что говорилось на лекциях специалистов Питерской Вышки о территории России, ее природных богатствах, многообразии духовной культуры, достижениях в области образования, было абсолютно ново для слушателей и вызывало неподдельный интерес.

О том, что сейчас русский язык и знание российской культуры востребованы как в связи с развивающимся экономическим сотрудничеством между нашими странами, так и с ростом числа туристов из России, свидетельствует тот факт, что за два дня лекции и семинары посетило более 200 студентов из трех университетов Камбоджи. И, что интересно, они все прекрасно владели английским языком, участвовали в дискуссиях, задавали вопросы как на занятиях, так и в перерывах. А это уже говорит об определенном уровне образования: в ведущих университетах Камбоджи обучение ведется на английском языке. И здесь, естественно, открываются перспективы сотрудничества между нашими университетами.

О том, что Камбоджа заинтересована в образовательных возможностях России, заявляется и на правительственном уровне. Во время встреч премьер-министров России и Камбоджи коллега Дмитрия Медведева Хун Сен не раз обращался с просьбой об увеличении количества государственных стипендий для обучения камбоджийских студентов в российских вузах.

Одна из задач федеральной программы - расширение географии русского языка и сфер его применения в мире. Семинары в Камбодже показали, что внимание к нашей стране растет, а подобные встречи укрепляют уважительное отношение к российской культуре, создают основу для долгосрочного сотрудничества.

Камбоджа, страна кхмеров, является одним из древнейших государств в Юго-Восточной Азии. Ее история насчитывает более двух тысяч лет. Несмотря на значительные сложности в экономическом и политическом развитии страны в период второй половины 20 века – страна пережила затяжную гражданскую войну, была под патронатом Вьетнама и в течении 10 лет была известна даже под другим названием – Демократическая республика Кампучия – Камбоджа постепенно становится одной из самых динамично развивающих экономик региона.

Интенсивный рост требует особого внимания к образованию. Исторически обучение в стране обеспечивалось буддийскими монастырями, но режим «красных кхмеров», преследовавший и истреблявший буддийских монахов в 1960-70-e годы, нанес значительный урон развитию образования в Камбодже.  Восстановление системы требовало привлечения ресурсов, и  в 1980-е годы в этом вопросе большую помощь стране оказал  Советский Союз.

Как показали встречи в ходе школы-семинара «Роль России в современном диалоге культур», проведенном НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург в рамках федеральной программы «Русский язык» в столице Камбоджи Пном-Пене, эту помощь до сих пор помнят в Камбодже и очень надеются на возобновление  и интенсификацию контактов в образовательной сфере. На встречах нередко звучали слова о том, что тот или иной родственник участников семинара говорит по-русски или получал образование в СССР. Стоит отметить, что в советское время более 8000 камбоджийских студентов обучалось в СССР, и многие из этих студентов сейчас занимают  высокие правительственные посты в Камбодже. Таким образом, русский язык и образование обеспечивали определенный лифт для камбоджийцев. Сегодня же Камбоджа, несмотря на прочные когда-то связи в образовательной сфере, является страной, в которой русский язык как иностранный не преподается вообще. И, соответственно, актуальная информация о России, русской культуре и образовании практически отсутствует: все то, что говорилось на лекциях специалистов Питерской Вышки о территории России, ее природных богатствах, многообразии духовной культуры, достижениях в области образования, было абсолютно ново для слушателей и вызывало неподдельный интерес.

О том, что сейчас русский язык и знание российской культуры востребованы как в связи с развивающимся экономическим сотрудничеством между нашими странами, так и с ростом числа туристов из России, свидетельствует тот факт, что за два дня лекции и семинары посетило более 200 студентов из трех университетов Камбоджи. И, что интересно, они все прекрасно владели английским языком, участвовали в дискуссиях, задавали вопросы как на занятиях, так и в перерывах. А это уже говорит об определенном уровне образования: в ведущих университетах Камбоджи обучение ведется на английском языке. И здесь, естественно, открываются перспективы сотрудничества между нашими университетами.

О том, что Камбоджа заинтересована в образовательных возможностях России, заявляется и на правительственном уровне. Во время встреч премьер-министров России и Камбоджи коллега Дмитрия Медведева Хун Сен не раз обращался с просьбой об увеличении количества государственных стипендий для обучения камбоджийских студентов в российских вузах.

Одна из задач федеральной программы - расширение географии русского языка и сфер его применения в мире. Семинары в Камбодже показали, что внимание к нашей стране растет, а подобные встречи укрепляют уважительное отношение к российской культуре, создают основу для долгосрочного сотрудничества.

Нина Григорьева, доцент департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург