По оценкам разных экспертов, число людей, которые относят себя либо к русскоговорящими, изучают русские язык и культуру, хотят быть причастным к русскому языку или к русскому миру, доходит до 300 млн человек. Такие сообщества начинают проникать во все более и более дальние точки мира, носители русского языка становятся заметными участниками миграционных и дргуих глобальных процессов. Хотят учить русский язык, общаться на нем не только в государствах Содружества, повышенный спрос на программы изучения языка и русскоговорящих специалистов отмечается в государствах АСЕАН, БРИКС, Европы, Африки и Северной Америки. Интерес к русскому языку определяется перспективами получения хорошего образования, экономическим и гуманитарным сотрудничеством, востребованностью кадров со знанием русского языка.

В  рамках гранта Министерства образования и науки Российской Федерации по Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы сотрудники НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург в  этом году посетили с лекциями и семинарами пять стран – Казахстан, Италию, Индонезию, Вьетнам и Камбоджу. Цель проекта – осветить эволюцию, современное состояние и достижения российского образования, познакомить слушателей с русской культурой и традициями, обсудить перспективы, связанные с получением высшего образования в России. Особое внимание в проекте уделяется современным методам обучения русскому языку как иностранному.

Тематически программа проекта чрезвычайно разнообразна. В Италии, к примеру, семинар «Неаполь и Петербург – морские столицы Европы» познакомил участников с историческими предпосылками, современным состоянием и перспективами развития культурных и образовательных контактов между двумя городами. В Астане семинар «Университеты и современные мегаполисы: навигатор по образовательному пространству России и Казахстана» был посвящен обсуждению концепции современного университета как центра притяжения талантов и инноваций.