Как стать римлянином. Рецензия на справочник Джерри Тонера «Руководство для варваров»

Ирина Кенюхова, директор департамента внутренних и внешних коммуникаций биотехнологической компании BIOCAD:

Сорвав немалую порцию восхищения и критики во время релиза первой своей книги «Как управлять рабами», преподаватель истории Кембриджского университета продолжил разрабатывать золотую жилу бизнес-советов от римского патриция Марка Сидония Фалкса. От вопросов управления рабами в своей новой книге Джерри Тонер переходит к вопросам управления собой, поскольку, как считает его мистический соавтор – «самосовершенствование доступно даже варвару».

То чему способен научиться варвар, нужно полагать доступно и человеку с высшим образованием, пусть даже живущему на географических и временных задворках Pax Romana. Особенно, если эти уроки достаточно детализированы и написаны понятным и образным языком. При наличии времени книгу можно прочитать за два часа, да и те промелькнут незаметно за довольно увлекательным чтением.

При этом у автора получилось довольно универсальное руководство, одинаково интересное не только тем, кого волнуют вопросы самосовершенствования, но и такие инструментальные вопросы, как связи с общественностью, тонкости этикета, взаимоотношения и даже тайм-менеджмент. По-крайней мере, из него можно легко выудить для себя 10 секретов римских PR-технологов, 101 совет как «приобрести друзей и стать счастливым в семейной жизни в римском обществе».

Помимо россыпи интересных исторических анекдотов, начиная с децимации, как эффективного инструмента для наведения порядка в армии, и завершая средствами контрацепции римской женщины, и спорных советов, которые несмотря на их эффективность остаются довольно сложно применимыми в нынешних обстоятельствах, современный деловой человек все-таки способен извлечь из предложенного труда некоторую практическую пользу.

После выхолощенных и политкорректных бизнес-пособий последнего времени, авторы которых заботятся в основном о собственном имидже, советы римлянина воспринимаются как глоток чистого воздуха, настолько они искренни, пусть даже в своей жестокости. Чего стоит такая фраза: «всем великим людям приходится принимать трудные решения. Рубить головы императору должно быть проще, чем собаке сесть», или «предназначение римлянина – править миром», или «процветания может добиться любой, независимого от происхождения. Но лишь великим людям под силу справиться с невзгодами и катастрофами, постоянно сопровождающими человеческую жизнь». Конечно, подобные речи в нашем мире не приветствуются, современные бизнесмены, унаследовав от римских военачальников право завоевывать, награждать и наказывать, научились действовать с оглядкой на публичность и оценку общественности. Но тоска по «высоким образцам высоких подвигов» осталась у каждого, кто способен ставить перед собой цели и достигать их.

На вопрос «В чем сила, брат?» римлянин отвечает «в добродетели», ибо кто добродетелен, тот поднимается все выше. А суть добродетели в «выполнении своего долга перед родителями, страной и богами». Девять разделов книги подробнейшим образом разбирают каким должен быть настоящий римлянин в отношении к победам, женщинам, рабам, собственному здоровью и богам, и как этого состояния достигнуть, даже если ты не рожден римлянином. Читателя, безусловно, позабавит, насколько далеки современные представления о добродетели от римских, но очень скоро он обнаружит, что автор осторожно его подводит к мысли, что не так уж и далеки. Сквозь историческую шелуху и романтических флер суровой римской искренности, автор осторожно подводит нас к мысли, что две тысячи лет назад, как и сегодня, успеха достоин человек, способный сосредоточиться на цели и достигать ее несмотря на лишения и неудачи. В конце концов, чем учение о том, что «славу заслуживают только те, сосредоточен на ней неотступно» отличается от современного «позитивного мышления»?