Консалтингом давно уже управляют шоумены. Эдакие весёлые парни, бурно зажигающие на тренингах, рисующие красивые картинки и поющие затейливые гимны. Джобс – как икона стиля. Чёрные футболки и джинсы. Для более раскованных – кожаный костюм от Йонаса Риддерстрале. И вот уже захватывающие образы будущего, фейерверк эмоций, фанк и караоке-капитализм. Это очень нравится женщинам, их большинство на бизнес-тренингах.

Издательство "Олимп-Бизнес" выпустило новую книгу известного консультанта и практика Михаила Иванова "Консультирование первых лиц компаний". Михаил Иванов – подчёркнуто неартистичен. Он не фокусник и не ловкач, не достаёт в конце выступления из шляпы кролика. Он эксперт, профессионал старой школы. Подчёркнуто академично, но очень точно и практично рассказывает о своём подходе.

Никакой рисовки, чёткий, почти инструктивный стиль, строгая последовательность изложения, ссылки и сноски. На первых страницах это пугает, на сотне – увлекает, а потом становится частью читателя. Потому что умно и проникнуто практикой. Автор, как известно, не только за вузовской кафедрой заседает, а много лет с доисторического периода российского бизнеса он в «поле». Список консультируемых им компаний впечатляет, но Иванов скромен и не любит его вывешивать. Подчёркнутое стремление к краткости и сути.

В какой-то мере книга «Консультирование первых лиц компаний» это учебник. Начинающий консультант там найдёт всю схему «движения» от маркетинга, заключения первого контракта, диагностики организации до технологий работы по типовым запросам. Такой опыт дорогого стоит, а автор не обращает его в секрет, наоборот – щедро делится. Это набор интересных подходов и «отмычек» для уже устоявшихся профессионалов. Но главное – тут изложена новая парадигма: переход от организацияцентрированности к клиентцентрированности. И автор не заполняет все страницы теоретизированием, он показывает, как работать в новом формате на практике. И не просто в компаниях, а в компаниях российских, с нашими специфическими собственниками и сотрудниками.

Михаил Иванов через собственный опыт открывает для управленцев скрытые механизмы превращения организации в эффективный инструмент управления бизнесом. И его представление о том, что основной капитал организации — это люди, их желания, знания и ориентация на успех, не кажется ругательным. Он действительно учит, что интересы клиента первичны, а сама организация предстает лишь как инструмент реализации интересов и целей клиента. Автор вводит в профессиональный оборот понятие «клиентцентрированное консультирование». С одной стороны, это означает соединение таких аспектов жизни клиента, как бизнес, социально-политическая составляющая, цели организации и управление ею, «человеческое измерение» организации и взаимоотношения консультанта с клиентом. С другой стороны, автор подчеркивает первичность личности по отношению к организации. Быть гуманистом и практиком в России – это смело, но работает.

А как вам тезис, что настоящий профессионал не торопится заключить контракт? Он должен соблюсти ряд обязательных условий. Начало работы консультанта возможно только после того, как эксперты убедятся, что цели и интересы входящих в бизнес людей согласованы. Консультация ведётся на основе подробно описанных этических стандартов. Но именно это – профессионально.

Опросы показывают, что регулярно зарабатывают управленческим консультированием в нашей стране около 3000 человек. Но есть еще тысячи тех, кто этим занимается время от времени. Что делают эти люди? Эта книга хороший подарок для клиентов — потому что, прочитав ее, они получат мощную защиту от непрофессионалов, будут знать, чего требовать от «настоящих» консультантов, какие вопросы им задавать.

Особенно ценен для консультантов раздел с технологиями — описание работы по наиболее частым запросам и темам: конфликты между учредителями, дистанцирование собственников от управления организацией, ценности и бизнес-модели, время в организациях, эффективные стратегические коммуникации. Рано или поздно эти проблемы случаются практически в каждом бизнесе, но имеют возможности выхода без тотальных разрушений.

Давно уже недостаточно цитировать зарубежных гуру менеджмента и копировать чужую практику. Пора и необходимо, зная зарубежные разработки, анализировать и обобщать отечественный опыт управленческого консультирования. И при этом хорошо понимать применимость подходов и технологий к нашей практике. Эффект от шоу быстро проходит, а дело требует основательного и стратегического подхода, которой, собственно, и лежит в основе книги «Консультирование первых лиц компаний».