В распоряжении газеты "Коммерсантъ" оказались правительственные поправки к главному закону страховщиков — «Об организации страхового дела». Они предполагают создание на страховом рынке аналога бюро кредитных историй (БКИ) — единой базы автовладельцев, держателем которой будет Российский союз автостраховщиков (РСА). Данные базы буду использоваться для борьбы с мошенниками и определения цены полисов.

Александр Куликов, заместитель директора по региональному и международному развитию Европейской Юридической Службы:

Несомненно, едина база поспособствует не только снижению мошеннических действий, но и облегчит жизнь страховым компаниям, которые будут иметь полную информацию о жизни клиента.

По заявлению ВСС, данная база в будущем будет включать в себя не только клиентов по моторным видам страхования, но и медицинское страхование и многие другие виды. В целом тенденция для страхового рынка положительная, первостепенно создана похожая система для банка, теперь для рынка страхования. Были уже попытки, но они не были реализованы должным образом. Данное решение поможет делать некий скоринг для страховых компаний при продаже таких видов страховых продуктов, как ОСАГО и КАСКО, где очень большая доля мошенничества. Также данная программа исключит риски сбоев в части тарифных планов, особенно по ОСАГО, где тариф формируется в зависимости от стажа, региона и многих других факторов. Очень интересно посмотреть, как данная база будет выглядеть и какие алгоритмы будут использованы при ее создании.

Алексей Янин, управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА»:

Полагаю, что инициатива по созданию единой базы данных по страхованию автовладельцев (с перспективой расширения на другие виды) – это позитивное нововведение для страхового рынка, т. к. сейчас страховщики несут существенные потери из-за затруднений по идентификации серийных мошенников и в связи с недостатками в качестве статистических данных для более точной тарификации по конкретным клиентам. Создание такой базы при условии ее реального качественного наполнения и работоспособности позволит существенно улучшить качество и объемы доступной страховщикам информации при принятии решений о страховании того или иного клиента и установлении более гибких тарифов. Вместе с тем, на мой взгляд, сама по себе база данных не сможет стать панацеей от всех проблем страхового рынка, в т. ч. и от мошенников, здесь, наряду с базой данных, нужны последовательные действия со стороны правоохранительной и судебной систем по борьбе с мошенниками.

Сергей Сергеев, yourkasko.ru:

Данная база позволит опытным водителям покупать полисы по честной цене, что положительно скажется на продажах интересного для страховщиков безубыточного сегмента. Ну а те кто не интересен страховой компании придётся платить завышенную стоимость или вовсе отказать от полиса каско.

Екатерина Аликина, эксперт финансового супермаркета «Сравни.ру»:

Создание такой базы даст страховому рынку больше прозрачности. Сейчас на базе РСА уже существуют свои базы, однако обязательного внесения в них данных по Каско не предусмотрено. С появлением новой базы у страховщиков появится больше возможностей проверять историю транспортного средства и самого автовладельца, чтобы понять, как часто он попадал в ДТП, и нет ли здесь потенциального мошенничества. После такой проверки автовладельцы, которые водят аккуратно и попадают в ДТП редко, смогут получить более взвешенные тарифы. Проблемные, напротив, заплатят больше. А мошенники и вовсе получат «заградительный» тариф. Однако создание такого инструмента на базе одного поставщика информации – не лучший вариант. Монополист, который из-за отсутствия конкуренции, может устанавливать за свою информацию высокий тариф. Например, чтобы сегодня сделать запрос в базу БСИ, страховщик платит 500 рублей. Если новая база будет предусматривать такие же тарифы за получение информации, эти издержки страховщики могут включать в конечную стоимость полиса.

Никита Оленников, ООО «Юридическая фирма Олл-Реал»:

Сергей, добрый день! Мой комментарий: Инициативу Минфина считаю хорошей и своевременной, поскольку в настоящий момент на страховом рынке не существует эффективных механизмов проверки убыточности того или иного клиента. В частности, невозможно достоверно установить клиентов, злоупотребляющих своими правами, например, обращающихся в суд при наступлении каждого страхового случая. Фактически, при заключении договоров страхования все сводится к проверке данных страхователя, транспортного средства по внутренней базе данных страховщика. При этом, аккуратный, безубыточный клиент, у которого никогда не было крупных убытков не может рассчитывать на хороший тариф, а убыточный клиент, перешедший из другой страховой компании, получает тариф, при котором страховщик существенно увеличит свою убыточность.

Никита Донцов, ВОО «Молодая Гвардия Единой России»:

Идея создания Единой Базы - хороша, если она снизит риски мошенничества. Важно, чтобы внутренняя кухня страховых компаний не отразилась негативно на конечном потребителе. Я вижу себе это так, что будет создаваться безумно дорогая система электронного документооборота, которая заработает не сразу, а все издержки будут включены в стоимость страховок. Цена страховок сегодня уже завышена. Для примера - Роспотребнадзор переходил на систему электронного документооборота шесть месяцев; министерство связи и массовых коммуникаций - шесть лет. А сколько потребуется времени для объединения всех страховщиков по всей стране?