Какая забавная новость. Президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф пригласил на лекцию в банк индийского йогина и мистика Садхгуру. Эзотерик прочтёт работникам Сбербанка лекцию «О развитии человека". С одной стороны и сказать вроде бы нечего: Греф просто свихнулся на волне экзотических учений. А с другой, вместе с ним «свихнулись» люди, всемирно известные своим здравым смыслом: топ-менеджеры корпорации Google, профессура медицинской школы Йельского университета, финансисты из Всемирного банка. В такой компании и сходить с ума почётней, чем с занудными вузовскими преподами старой школы. И ещё один нюанс, заставляющий задуматься — так называемый «третий мир»всё уверенней начинает учить стремительно застывающий «первый мир»

На днях в издательстве «Олимп-Бизнес» выходит книга Нави Раджу и Джайдип Прабху «Бережливые инновации. Технологии умных затрат». Авторы не йоги, но тоже из Индии со своим учением. Собственно, их всё тот же Греф рекомендовал в своём списке деловых книг для обязательного прочтения. Раджу и Прабху открыли новую экономику, построенную на сущем жлобстве — последовательном и поэтапном сокращении расходов. Идея нам знакомая. Словосочетание «бережливые инновации» у российского читателя с опытом будит воспоминания о советском периоде с его брежневским лозунгом «экономика должна быть экономной». Казалось бы, мы это уже проходили и забыли, а это уже мировой тренд мира капитала.

«Хорош бездумно потреблять!»— вот он основной пафос книги. Потребности населения в качественных товарах и услугах стремительно растут, а ресурсы с той же скоростью истощаются. Даже в тех сферах, где они возобновляемы, они не бесконечны. В последние годы компании стали ощущать это обстоятельство как серьезный вызов. Более подготовленный конкурент, сокративший издержки, всегда оказывается в выигрыше. Но банальная оптимизация вовсе не выход, технологии бережливых инноваций требуют соблюдения нескольких принципов. Авторы стараются быть доступными и практичными, свой текст они создают столь же экономно и эффективно, как и при своём подходе к бизнесу.

Нави Раджу и Джайдипа Прабху строят свою «конструкцию» не «сверху», а «снизу». Они начинают с изучения потребностей не корпорации, а клиента. Поэтому в их учении одним из основных условий технологии является качество.  А именно с экономии на нём начинают наши отечественные «оптимизаторы». Но клиент в условиях высокой конкуренции не готов поступаться своим пониманием хорошего товара и просто выбирает себе другого поставщика.

Современному покупателю важна ценность товара, но не в ущерб цене. За ценность потребитель готов платить больше, потому что понимает, что инновации меняют качество его жизни к лучшему. Авторы в качестве примера приводят бульоны марки KnorrStockPots, появившиеся по премиальной цене в и без того насыщенном сегменте. Но производитель выиграл. Покупателями стали люди, покинувшие из-за кризиса рестораны, но готовые питаться дома только качественными полуфабрикатами. В результате товар представлен на 36 рынках, а его продажи растут в пять раз быстрее всего рынка бульонов.

Третий принцип – значительная цель. Пример тому такие бренды как Unilever, Dove, Lifebuoy, Domestos, Knorr, Signal и другие, ориентирующиеся на сильную социальную миссию. Для компании уже недостаточно быть просто продавцом, от неё требуется участие в позитивном изменении окружающей среды. Покупатель доверяет больше тем, кто помимо своих интересов способен реагировать на общие. И, конечно, есть обязательное правило: чтобы апеллировать к растущим требованиям людей к качеству, ценности и цели, компаниям недостаточно просто делать больше с меньшими затратами, они должны научиться делать это лучше.

Вот тут и пришлась ко двору «экономическая йога». Авторы призывают вдохновляться новым подходом у стран третьего мира, где обстановка не позволяет разбрасываться ресурсами. Там изобретательность и экономия – необходимое условие выживания. Всё согласно лаконичной русской пословице: голь на выдумки хитра. Но вот уже и Европа, столкнувшаяся с различными проявлениями кризиса, начала осваивать методики экстремальной экономики. В Испании, например, брендовое моющее средство Surf продается в пакетах, рассчитанных всего на пять стирок и в этом случае его покупают бедные. В Греции майонез можно приобрести как в небольших пакетах, так и в больших банках.

Авторы начали свое исследование с «инноваций в духе “джугаард”». Слово «джугаард» на языке хинди означает хитроумную придумку или импровизированное решение. И местом исследования стали такие страны, как Индия, Китай, Бразилия и Кения. Именно их изобретательно-бережливый склада ума позволил создавать невероятные по экономичности технические решения. Это холодильник, работающий без электричества и велосипед, ускоряющийся за счёт дорожных ухабов, уникальное мобильное приложение для отправки и получения небанковских денежных переводов. Но дальше исследователи показали, как это может работать в условиях более благополучной рыночной среды.

В книге описаны лучшие из примеров первопроходцев бережливых инноваций в США, Европе и Японии, работающих в различных секторах экономики, включая промышленное производство, розничную торговлю, финансовые услуги, здравоохранение и образование. Читателей ждёт глубокое погружение в мир бизнеса и промышленности развитых стран, где уже начали пожинать первые плоды внедрения инновационных ресурсосберегающих технологий. И не исключено, что этот опыт поможет в построении российского бизнеса, почти генетически ориентированного на изобретательский экономный подход. И мы даже обложку сделали в духе пропагандируемых инноваций, какую — увидите сами.