В России до сих пор существует проблема с системным и качественным управлением недвижимости. Запад, напротив, подобных проблем давно не испытывает. Прежде всего, потому что работает по принципам ассет-менеджмента. Там прослеживается четкая взаимосвязь между тем, что происходит внутри компаний и качеством предлагаемых ими услуг, особенно, если речь идёт о принятии управленческих решений и координировании работ по конкретным проектам.

Сейчас на рынке набирает обороты система работы «одно окно», через которое осуществляется логистика большого количества бизнес-процессов. К примеру, когда компания берёт на себя функции генерального управляющего проектом. Проблема преодоления классических недостатков управления проектом, таких как отсутствие слаженной работы внутри команды, невыполнение намеченных планов, дублирование задач внутри подразделений, может потребовать значительных ресурсов как материальных, так и нематериальных, но так и остаться не решённой. Как показывает практика зарубежных компаний, есть определённые технологии, которые успешно решают подобные задачи и являются эффективным инструментом, повышающим продуктивность компаний. К примеру, методики agile и scrum уже прочно обосновались в управленческом арсенале многих западных компаний.

Особого внимания заслуживает компания Pall, которая, передав в «одни руки» управление своими активами, сократила издержки, повысила доходность, усовершенствовала бизнес-процессы, а с ними и скорость принятия решений. Корпорация Pall является крупнейшей компанией по фильтрации, сепарации и очистке в мире. До 2004 года Pall работала с пулом обслуживающих компаний, а, осознав недостаточную эффективность работы, приняла решение сфокусироваться на одном генеральном подрядчике. Так, компании Incentive FM была поставлена задача организовать техническое обслуживание принадлежащих корпорации производств, повысить производительность, сократить время простоя машин, улучшить уровень обслуживания и управления субподрядчиками, сократить количество учетных записей, проанализировать существующие механизмы закупок, выполнить задачи сокращения издержек (административного бремени), управлять рабочими процессами для поддержания необходимого уровня стандартов качества. В результате Incentive FM добилась повышения эффективности операционной деятельности, уменьшения затрат на обслуживание на 15%, сократив документооборот и значительно облегчив делопроизводство. Эффект «одного окна» позволил улучшить коммуникации и взаимодействие в связке «заказчик-исполнитель», а также логистику бизнес-процессов и уровень обслуживания. Кроме того, сократилось время простоя, т.е. непроизводственное время (менее 1%), что ускорило выход продукции, увеличило прибыль организации и маржу бизнеса.

Если более детально углубиться в технологию управления активами, можно увидеть, что задачи формулируются на чисто математическом языке и их дальнейшее решение требует аналитического подхода. На примере ещё одного зарубежного кейса это отчетливо прослеживается. Так, одну компанию нанимает местная муниципальная служба в качестве подрядной организации для проведения ремонтных работ дорожного полотна на участке протяжённостью несколько миль. Подрядчику была поставлена задача соптимизировать бюджеты на обслуживание и ремонт дороги, при условии, что амортизационный износ актива должен быть минимальным. Стало совершенно ясно, что без ассет-подхода здесь не обойтись. Была разработана матрица рисков и выделены три ключевых фактора риска: загруженность, уровень осадков, особо важные зоны участка.

В результате были определены дни и локации, где все три фактора пересекаются и соответствующие рабочие бригады были уже во всеоружии в нужном месте в нужное время. Данная стратегия позволила сохранить актив с оптимальными ресурсозатратами.

Таким образом, опираясь на успешный опыт зарубежных компаний по управлению активами, мы можем поменять подход к системному управлению и в России, подняв тем самым сервис на качественно новый уровень.