Скоро произойдет событие книжного года — Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction-2017, запланированная на 29 ноября - 3 декабря. Это всегда и праздник, и общение с коллегами, и работа. К нему готовятся тщательно, подбирая знаковые новинки. Наша презентация будет в Центральном доме художника 3 декабря. Пройдет она в помещении пресс-центра выставки в 15.00.  Если будете в Москве, то заглядывайте — день воскресный и располагает к путешествиям. 

На презентации издательство «Олимп-Бизнес» представит новую книгу Ибена Вайса «Велосноб. Люди, байки и кураж». И она, как можно понять, о велосипедах. Но написана так, как о них у нас никогда не писали. Тут сама книга становится путешествием в увлекательно хобби автора.

Ибен Вайс называет велосипед Воистину Великим Изобретением – вот так, всё с больших букв и берётся доказать это. Начиная с проникновением беговой машины в секту консервативнейших амишей и заканчивая её общемировыми перспективами. Велосипед — часть единого человеческого опыта, от легкомысленного до необходимого. Автор считает, что «велосипед, если его постичь как следует и применять весь его потенциал, — ключ к совершенно иному и во многом более благодатному способу жить».

Вайс любовно описывает историю «железного чудовища» сразу от творца концепта, немецкого барона Карла фон Дреза, запатентовавшего в 1818 году Laufmaschine под названием «дрезина» или «лошадка денди». Стремительное развитие «костотряса» до вполне пригодного образца для поездок с колесами разной величины — «пенни-фартинга»удивляет. А именно он уже массово производился с 1870 года англичанином Джеймсом Старли. Великий велосипед пенни-фартинг дожил до наших дней, как символ первых образцов Воистину Великого Изобретения и находчивости стародавних викторианских времен.

Потом был безопасный велосипед, изобретенный Джоном Кемпом Старли, племянником производителя пенни-фартинга. Машина с одинаковым размером колес, разумной величины и цепной передачей. И, наконец, с появлением надувных шин, к 1887 году велосипед был готов. И уже в 1883 году при сдаче Бруклинского моста велосипедисты требовали себе на нём отдельную дорожку. Это всего лишь несколько увлекательных фактов. Автор книги всё описывает куда подробнее.  Он вообще считает, что весь Нью-Йорк был выстроен исключительно для велосипедистов.

Отдельная тема в книге – люди на велосипедах, оказывается не все из них заслужили право называться велосипедистами. Вайс даёт строгое определение. Велосипедист (сущ.) — человек, ездящий на велосипеде, даже если в этом нет необходимости. Автор склонен к неожиданным умозаключениям. Так он считает, что «велосипедист подобен вампиру. Во-первых, и велосипедисты, и вампиры — культурные изгои со своими культами, неуклюже балансирующие на грани между клевыми и придурочными. Во-вторых, и велосипедисты, и вампиры похожи на нормальных людей, но тайком ведут при этом двойную жизнь, наделены сверхъестественными силами и не подчиняются правилам остального человечества, — зато велоезда не имеет недостатков, присущих вампиризму». А есть еще велофетешисты, да много кто есть.

Автор даёт богатую и развернутую классификацию любителей этого средства передвижения. Есть, оказывается, паркетники, велосипедисты горные и городские, велокроссеры, триатлонисты, курьеры, ретро-зануда, праведник, одинокий волк, капитан пердимонокля и даже милая годзила. Не знаем, чего больше в классификации Вайля – поразительной наблюдательности или изрядной доли сарказма. В любом случае, нигде больше вы такого подразделения на веловиды человека не найдёте.

Целая глава в книге посвящена правилам поведения на дороге, но это не банальные постулаты ПДД. Он пишет о сложностях с водителями автомобиля, но уверен, что у велосипедистов есть преимущество перед автомобилистами, как у доисторической протомыши перед динозаврами. Тут же даются реально полезные советы как обезопасить и сделать приятными свои перемещения и главный из них – не тупим. И да, следите за дверцами автомобилей.

Читается книга, однако, не без удовольствия. В первую очередь из-за непередаваемого юмора автора и склонности к сатире. Чего только стоит описание  хипстера-клептопаразита, разгуливающего по улицам своего местообитания, словно ящерица с раздутым горловым мешком в брачный период. Или рассуждения о мифе: «обескураживает, когда хочешь влиться в велокультуру и обнаруживаешь, что это попросту сборище людей с дизайнерскими курьерскими сумками, посиживающих в барах и глазеющих, как один из них фокусничает на велике. Это не велокультура, это заветренный хлеб».

Ибен Вайс – ниспровергатель. Да, у велосипеда нет души. С ним надо обращаться, как со стиральной машиной, — пусть постоянно потеет и гваздается.  Алкать апгрейда совершенно нормально, но хорошо потратить деньги на второй велосипед, ибо «будет очень кстати, когда ваш велик стырят, — а его стырят. Всегда лучше иметь два велика по пятьсот долларов, чем один за тысячу». Вайс считает, что байк был надежнее всего защищен от воров, когда еще был рудой в земле, а первый его вор возник, когда руду выкопали, расплавили и обработали. С тех самых пор ваш велосипед — под угрозой. Но он не голословен и даёт советы, как уберечь велосипед от угонщиков. Автор вообще не скупится на советы, как технические, так и психологические. И даже, такие, как правильно сгонять вес и обходиться с болью.

Книгой Ибена Вайса «Велосноб. Люди, байки и кураж» издательство «Олимп-Бизнес» продолжает тему урбанистики, начатой книгой «Битва за города». Но труд Вайса самоценен сам по себе. Он одновременно является сборником юмористических и философских заметок, специальным справочником и сборником городского сумасшедшего, решившегося сесть на велосипед. И автор не напрасно считает, что самая важная вещь в жизни: знать самого себя, и то, что ты любишь. Это неподвижная ощутимая точка в мире, с которой можно связывать свои страсти и надежды. И велосипед здесь ничем не хуже всего прочего.