Одно из невинных развлечений редактора в издательстве — проверка на "вшивость" вордовского словаря. Это славное изобретение, но со своими представлениями о мире. Так в тексте книги словарь упорно предлагал заменить слово "манипулируемого" на "манипулируем — ого!". И в этом есть какая-то забавная логика. На книжном рынке можно встретить несколько книг с таким посылом. Авторы готовят читателя к карьере управленца-манипулятора, мастера подсознательного и сознательного воздействия. Эдакие курсы по созданию офисного  персонажа киплинговской "Книги джунглей" — тигрового питона Каа. И вот это всё с предыханием "Ого!". Однако, мы знаем, иллюзия владения кольцом всевластия приводит к неуклюжим попыткам повлиять на и так расшатанную психику коллег. И в итоге доморощенные Мерлины творят волшебство в буквальной или ментальной изоляции. А ведь куда важнее научиться не гипнотизировать коллег, а научится с ними правильно обходиться.

Попасть в дурную компанию не сложно, для этого достаточно устроиться на работу. Очень скоро обнаружится, что вокруг полно людей с ужасным характером. Именно о них издательство "Олимп-Бизнес" выпустило переводную книгу Рой Лиллей "В компании с трудными людьми". В ней умудренный эсперт в области трудовых отношений старательно выводит типологию сложных людей. Он исходит из предположения, что научившись понимать почему они действуют так, как действуют, вы сможете избежать неприятностей. И это, надо заметить, работает. Буквально. Как инструкция. Диагностируете коллегу как одного из семи типов: 1) враждебные и агрессивные люди; 2) люди, склонные к жалобам; 3) молчуны и тихони; 4) сверхпокладистые люди; 5) скептически настроенные люди; 6) всезнайки и 7) нерешительные люди. Находите алгоритм со стратегией поведения и применяете. Очень технологично. Только настораживает, что сетка у автора уж больна мелка и вы, при честной оценке, обязательно обнаружите в числе трудных людей и себя...

А дальше автор перечисляет ситуации, которые нам до боли знакомы. Тут и работа с начальством, от которого можно чокнуться, и жизнь среди добрых коллег, сжимающих кольцо вокруг. Как сдвинуть с места упрямца и преодолеть упаднические настроения в коллективе. Секреты борьбы с критиканами и сплетниками. Нейтрализация руководителей-перфекционистов. Как унять грубияна и расшевелить лентяя. И, что приятно, автор ставит под сомнение вечную маркетинговую истину, что клиент всегда прав. Уж мы точно знаем, что он прав. Как привести его к порядку, не заработав неприятностей? На всё это есть почти пошаговая схема. Не совсем психологично, но понятно и практично.

Автор научит вас находить различия между хамством, скрытым хамством и агрессией. И если хама можно осадить парой приёмов, то с агрессорами вовсе не стоит разговаривать, ибо вы им нужны только в качестве жертвы и никак иначе. Вежливо уходите и возвращайтесь позже. Так можно снять напряжение и подать сигнал, что не собираетесь с этим мириться. "Компания с трудными людьми" удачная находка для интеллигента, еще не освоившего навыки офисной борьбы. Особую ценность добавляют книге советы по противоборству кибертравле. Вполне себе толковые. Десять способов борьбы с тролями в социальной сети Facebook изложены последовательно с опорой на технологические и психологические особенности современного троллинга. 

Читать книгу, на мой взгляд, нужно с 23 главы (не пугайтесь  — они тут короткие), представляющей алгоритм гашения конфликтов. И это, как водится у популяризаторов, десять шагов, перечислим их кратко:

1. Встречайте агрессию лицом к лицу.

2. Демонстрируйте, что вы всё понимаете.

3. Уходите до того, как оппонент перейдет к мерам физического воздействия!

4. Если обнаружите, что некто привёл вас в ярость — сконцентрируйтесь на проблеме, вызвавшей гнев.

5. Если к вам обращаются раздражённым и угрожающим тоном, превратитесь в зеркало или магнитофон.

6. Признайтесь, что вы разозлились, но не пытайтесь спихнуть ответственность за ваши эмоции на кого-то другого.

7. Станьте судьёй, принимающим решение и будьте справедливы к обеим сторонам.

8. Тренируйте ваши эмоции.

9. Если вы ощущаете, что вас вот-вот "понесёт", немедленно слезайте с любимого конька.

10. Время от времени злитесь! Но делайте это с достоинством.

Уже по этой выжимкке видно, что Рой Лиллей не чужд юмора, преимущественно английского. Но это нее умаляет его труд, как и популярная манера изложения. В конце концов, если бы он психологизировал и специализировал книгу, то число её читателей заметно сократилось бы, а это зря — советы Роя действительно полезны. Большую часть своей жизни мы проводим в офисе и редкая возможность сделать её приятней — прочитать книгу "В компании с трудными людьми" от "Олимп-Бизнеса"